Киев придумал как получить от НАТО еще больше
Татьяна Ивженко
Верховная рада может в ближайшее время обратиться к американскому Конгрессу с просьбой о предоставлении Украине статуса основного союзника США вне НАТО (Major Non-NATO Ally – MNNA). Соответствующий проект уже зарегистрирован в парламенте депутатом от партии Петра Порошенко «Европейская солидарность». Идею поддерживают и другие политические силы, включая партию Зеленского «Слуга народа». При этом действующая власть взяла курс на подписание Плана действий по получению членства (ПДЧ) в НАТО.
Команда Петра Порошенко еще в 2014 году задала вопрос об особом союзничестве с США, однако администрация Барака Обамы не предоставила Украине статус основного союзника вне НАТО, который имеют почти два десятка государств. В 2017 году Верховная рада официально обратилась к американскому парламенту с просьбой предоставить MNNA, но и в период президентства Дональда Трампа вопрос не был решен. Хотя в американском парламенте был зарегистрирован законопроект «О предоставлении поддержки Украине для защиты ее независимости, суверенитета и территориальной целостности», в котором говорилось в первую очередь о необходимости усиления украинской оборонной сферы.
Статус основного союзника вне НАТО не означает, что США готовы воевать за государство-партнера. Как пояснил изданию «Сегодня» бывший американский посол в Киеве Уильям Тейлор, только статья 5 Устава НАТО обязывает союзников воспринимать агрессию против одного из членов альянса как нападение на НАТО. «Статус основного партнера США вне НАТО не об этом. То есть это не гарантии безопасности. Но это расширенный статус, который дает возможность получать дополнительное оборудование (поставки в оборонной сфере. – «НГ»)… Статус основного партнера США вне НАТО открывает двери для получения большего количества военного оборудования для проведения большего количества тренировок между армиями. Это повысит безопасность Украины», – сказал Тейлор.
MNNA действительно предусматривает возможность совместного участия в разного рода оборонных инициативах, включая учения, а также расширяет номенклатуру военных поставок государству-союзнику. Депутат Верховной рады Алексей Гончаренко, зарегистрировавший на днях проект обращения украинского парламента к Конгрессу США, акцентирует внимание все же на гарантиях безопасности. В пояснительных документах к проекту он указал: «В соответствии с Будапештским меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (от 5 декабря 1994 года) государства-подписанты – Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки – взяли на себя обязательства уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, а также воздерживаться от угрозы силой или ее использования против территориальной целостности и политической независимости Украины, а также другие обязательства относительно обеспечения суверенитета Украины». Следующим пунктом Гончаренко отметил, что с 2014 года на территории Украины ведется война: «С территории РФ продолжаются обстрелы… поставки оружия, военной техники и амуниции для незаконных вооруженных формирований. На территории Украины до сих пор дислоцируются российские военные подразделения. Более того, к украинско-российской границе перебрасываются новые российские военные подразделения. Существует реальная угроза эскалации военных действий и возможность полномасштабного военного вторжения со стороны РФ».
Такие же аргументы изложены в самом тексте проекта обращения к Конгрессу США. В нем сказано, что государства, подписавшие Будапештский меморандум, обязались «в случае, если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессией с использованием ядерного оружия… добиваться немедленных действий с целью предоставления помощи и защиты Украине». На этом основании Верховная рада планирует попросить статус основного союзника США вне НАТО.
Экс-посол Уильям Тейлор в ходе онлайн-конференции «Диалог по вопросам безопасности» заявил недавно, что получить такой статус проще, чем подписать ПДЧ с НАТО. Если в альянсе, по словам Тейлора, «есть члены НАТО, которых еще предстоит убедить, что украинцы готовы к ПДЧ», то американское решение не требует согласования с другими государствами. «Соединенные Штаты могут продемонстрировать твердую поддержку и крепкие отношения с Украиной, предоставив ей статус основного союзника США вне НАТО», – отметил дипломат.
Кстати, в июне прошлого года НАТО включило Украину в Программу расширенных возможностей. На это дали согласие все члены альянса. Подчеркивалось, что это решение не связано с перспективой подписания Плана действий по получению членства (ПДЧ) в НАТО. Тем не менее летом с.г. в ходе саммита НАТО украинская власть хочет продвинуть вопрос о подписании ПДЧ. Президент Владимир Зеленский в недавнем интервью итальянскому изданию «La Repubblica» отметил: «Мы понимаем, что Украина должна соответствовать стандартам НАТО, и проводим необходимые реформы. Но нельзя все сводить только к реформам, и особенно сейчас, когда явно не реформы способны не допустить расширения российской агрессии».
Политолог Петр Олещук считает, что украинский президент правильно ставит вопрос, поскольку с 2008 года члены НАТО повторяют, что Украина должна проводить реформы, «а там – посмотрим». Эксперт задал риторический вопрос о том, все ли государства, которые недавно были приняты в НАТО, соответствовали всем необходимым стандартам. И заметил: «Когда в 2008 году НАТО фактически поддалось на шантаж со стороны России и отказало Украине в ПДЧ, признать это для самого альянса было непросто… Разговоры о реформах в Украине – это удобный механизм не брать на себя конкретных обязательств, при этом не признавая, что на позицию НАТО в случае с Украиной влияет «третья сторона» – Россия. Ясно, что было бы слишком унизительно признать публично: «Мы не предоставляем ПДЧ для Украины, потому что опасаемся конфликта с Россией».
Олещук напомнил, что изменению статуса Крыма и началу войны в Донбассе не помешал действовавший в то время внеблоковый статус Украины: «И отказ от ПДЧ для Украины что-то не сильно сдерживает Россию. Наоборот, отсутствие окончательной позиции со стороны НАТО может рассматриваться Россией как шанс все же дожать в нужный момент свою идею о зонах влияния».
Такие же тезисы предоставляют западным лидерам как украинская власть, так и оппозиция. Владимир Зеленский после состоявшейся встречи в пятницу с Эмманюэлем Макроном сказал, что президент Франции может сыграть важную роль в вопросе предоставления Украине ПДЧ: «В июне будет саммит НАТО, и там обязательно мы услышим, будет ли такой сигнал, от каких конкретно стран мы услышим поддержку в вопросе ПДЧ». Ранее Зеленский в телефонном разговоре попросил о поддержке премьер-министра Канады Джастина Трюдо. Параллельно стало известно, что выступить в поддержку Украины в вопросе ПДЧ готовы страны Балтии. Вероятно, обращение Верховной рады к Конгрессу США тоже должно сыграть свою роль, усилив украинские позиции в тот момент, когда будет составляться повестка дня июньского саммита НАТО.
Независимая газета. 19.04.2021