Белорусы провели красные линии для Лукашенко

Светлана Гамова


После встречи 22 апреля в Москве с Владимиром Путиным президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что рассуждения о возможности поглощения страны Россией не имеют под собой оснований и на переговорах с президентом РФ эта тема не обсуждалась.

«Даже речи об этом не шло. И сегодня им (оппонентам власти. – «НГ») хочется нас толкнуть на этот путь... Поэтому нам надо действовать и не допускать ошибок. Если бы я поехал, как они вещали, продавать или сдавать Беларусь, слушайте, это бы им подарок был. А нам это не нужно», – цитирует Лукашенко Белта. Так Лукашенко ответил на вопрос журналистов во время поездки в Наровлянский район. По его словам, поглощение Белоруссии Россией не нужно ни Минску, ни Москве.

Президент Белоруссии отметил, что он неоднократно говорил, что белорусам посчастливилось построить независимое государство. «Какой Лукашенко может пойти против этого и разрушить его, или кому-то сдать, или куда-то вовнутрь присоединить?! Я больше всего заинтересован, чтобы мы были независимы», – подчеркнул он.

Несмотря на заверения президента, белорусы обеспокоены будущим своей страны. Тем более что после встречи в Кремле Лукашенко проинформировал сограждан о том, что вопросы глубокой интеграции Белоруссии с Россией будут обсуждаться осенью. Тогда и появится конкретика, которая всех интересует. Главным остается вопрос: будет ли объединение? Против такой формы интеграции выступает не только белорусская оппозиция внутри страны и вне ее – во главе со Светланой Тихановской, но и рядовые граждане республики.

По словам руководителя минского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, белорусы хорошо относятся к России, несмотря на прошедшие в стране массовые протесты, и хотели бы сохранить с ней отношения на уровне свободного въезда в РФ, получения работы наравне с россиянами. «Но в последнее время у людей наблюдаются нервозность, напряжение. Все понимают, что Россия, Путин – единственный мощный союзник, который дает денег. И беспокоятся, что Лукашенко в данной ситуации может пойти на уступки. Люди опасаются, что за российские деньги, дипломатическую поддержку надо будет чем-то расплачиваться. И это могут быть не только активы, а трансфер полномочий, максимальная, полномасштабная интеграция и тесное военно-техническое сотрудничество, включая военные базы РФ на территории Беларуси», – высказал «НГ» свою точку зрения на происходящее Ярослав Романчук.

Что касается перенесения основных договоренностей РФ и Белоруссии на осень, то эксперт не сомневается: «Лукашенко тянет время». «Его задача – затягивать принятие любых значимых решений, чтобы снизить напряжение в обществе. А там – либо Россия будет погружена в собственные проблемы, либо Западу станет не до Белоруссии. Но о многовекторности уже речь не идет».

Объединение двух стран – этот тот Рубикон, который переходить никто в Белоруссии не хочет. Две страны без внутренних границ – та черта, за которую Лукашенко переходить не позволено. И он это понимает. Да и скорее всего сам этого не желает.

Поэтому после переговоров в Москве и были озвучены те моменты, которые бы не вызвали протеста у белорусов. Что на самом деле обсуждали Путин и Лукашенко за зарытыми дверями, никто не знает. Но пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, что переговоры были достаточно длительные и «рабочий проговор тем» в основном был связан с экономическим взаимодействием двух стран.

«В основном торгово-экономическое сотрудничество – это текущие дела. Какой-то цели выйти на прорывные договоренности не стояло. Обычный рабочий процесс, который является необходимым для ежедневного функционирования наших союзнических отношений», – отметил Песков, отвечая на вопросы, чем завершились переговоры Путина и Лукашенко и до чего им «удалось договориться».

«Нет, слияние государств в одно – нет, а вопросы интеграции, интеграция – это же постоянный процесс, это живой механизм, вопросы интеграции действительно постоянно на повестке дня», – сказал Песков, отвечая на вопрос о том, обсуждались каким-то образом вопросы интеграции или слияние двух государств в одно. Он также сообщил, что тема военной базы России в Белоруссии на переговорах не поднималась.

Что касается обещания Лукашенко объявить в Москве свое «самое принципиальное решение», то Песков заметил, что в Кремле об этом ничего не знают.

Сам Лукашенко к своему обещанию не возвращался. Видимо, решил, что оно пока еще должно полежать под сукном. Или ему это посоветовали. Встреча продолжалась четыре часа, за это время президенты многое успели обсудить, в том числе и то, какие заявления созрели, а какие еще нет.

Александр Лукашенко рассказал: «Мы двигаемся серьезно по союзным программам. Помните, с карт начинали («дорожных карт». – «НГ»). Очень серьезные программы. Наверное, 26 или 27 программ мы уже согласовали на уровне правительства. Немного осталось, две-три очень серьезные программы экономического характера, в том числе и налогообложение – известная программа, по которой мы, в общем-то, в Минске приняли решение». Он отметил, что есть вопросы, которые надо усиливать, в том числе и безопасность, оборона Союзного государства, передала его пресс-служба.

«Хотя, в общем-то, наверное, пока справляемся и справимся. И линии нарисуем, за которые никто не должен перейти, и достойно ответим тем, кто не понимает, что в этом бешеном мире надо быть более спокойными и жить дружно», – пообещал президент Белоруссии.

Лукашенко напомнил, что в конце прошлого года стороны составили программу действий, во время встреч в Сочи обсуждали вопросы не только текущие, но и стратегического плана.

«Последний раз мы договорились, что серьезно в Минске поработают наши правительства. Благодарю вас, Михаил Владимирович (Мишустин, премьер-министр России. – «НГ») приехал, выступил как академик. Молодец, получилось у него очень мощно. Рассказал об экономике, финансах, налогообложении, налоговом администрировании, об эффективности системы налогообложения. Я потом скажу, мы пришли к определенному совместному выводу», – рассказал Лукашенко.

Он напомнил, что летом предстоит провести Форум регионов Белоруссии и России в Московской области. «А затем мы примем решение о заседании Высшего государственного совета осенью, на котором уже сможем формализовать все наши договоренности, подписав определенные документы».

Владимир Путин заявил, что, несмотря на острые вопросы, отношения между странами развиваются успешно. Он отметил, что работа над интеграционными процессами в рамках Союзного государства идет эффективно.

«Наши команды продолжают работать над совершенствованием нормативной базы по строительству Союзного государства. Да, действительно, и там многое еще предстоит сделать, но тем не менее сделано тоже немало, особенно это касается социальной сферы. Наши граждане пользуются равными правами в социальной области: это и пенсионное обеспечение, социальные вопросы, трудоустройство, здравоохранение. Много позитивного уже сделано. Есть и то, о чем мы еще должны договориться, согласовать наши позиции. Работа в целом идет неплохо, по всем направлениям команды наши работают весьма эффективно, имею в виду и правительственную команду, и команду по линии администрации, но теперь, как видим, и по линии специальных служб», – сказал президент РФ, отметив, что Белоруссия и Россия углубляют взаимодействие в сферах военно-технического сотрудничества и обеспечения безопасности «в самом широком смысле этого слова».

Лукашенко уже после московской встречи, общаясь с журналистами в Гомельской области, отреагировал на заявления оппозиции, которая утверждает, что «Лукашенко в угол загнали, деваться некуда» и «все, Россия поглотила».

«Даже речи об этом не шло. И сегодня им (оппонентам власти. – «НГ») хочется нас толкнуть на этот путь. Поэтому нам надо действовать и не допускать ошибок», – сказал Лукашенко.

Однако эксперты продолжают настаивать, что не все там, в Москве, было гладко. «Выданные на публику итоги встречи – достаточно пустые с содержательной точки зрения. С учетом того, что Путин и Лукашенко общались аж почти четыре часа, а также того, что встречаются они не очень часто, это говорит о том, что в целом переговоры могли быть достаточно напряженными и не принесли никому нужных результатов», – считает основатель «Сильных новостей» и Mogilev.Online Петр Кузнецов.

«Сейчас мы видим, что никаких значимых профитов Москва Минску не предложила, прорывов в интеграционных процессах не наблюдается, но вместе с тем, по-моему, довольно очевидно, что вокруг неких вопросов идут торги. По поводу поддержки, мне кажется, в Кремле считают, что Лукашенко и так должен им выше крыши самим фактом нахождения у власти, поэтому они вправе требовать ответных услуг. Вопрос лишь в том, какие это услуги», – подчеркнул эксперт.

Петр Кузнецов отметил: «Процессы политической интеграции Лукашенко тормозит всеми силами в течение нескольких десятилетий. Сотрудничество в экономике с переменным успехом, но идет, сотрудничество военное, за вычетом спорного вопроса о размещении на территории Беларуси военной базы, пожалуй, самый успешный интеграционный фронт».

«Общего языка, судя по всему, не нашли. Москва новых «плюшек» не предлагает. Лукашенко в ситуации конфликта Путина с США настроен на торг со всеми сторонами и рассчитывает на успех. Не исключено, что определенные сигналы о том, что такой торг возможен, он от Запада получает. Так или иначе тонкости повестки двух правителей в конкретный текущий момент, конечно, за семью печатями, но явно сводятся к тому, насколько далеко Лукашенко готов пойти за Путиным. Судя по всему, не очень далеко»,– заключил белорусский эксперт.

НГ-Дипкурьер. 25.04.2021

Читайте также: