Александр Лукашенко раскрыл расценки на участие в покушении на себя

Кирилл Кривошеев


Александр Лукашенко сообщает все новые подробности готовившегося против него заговора, который, по словам президента Белоруссии, предполагал и его физическое устранение. Президент сказал, что наиболее перспективным вариантом задержанные в Москве заговорщики считали нападение на его загородную резиденцию. Кроме того, белорусский президент наконец раскрыл интригу с таинственным декретом, который он пообещал принять после того, как о покушении сообщили публично. Документ предполагает передачу власти Совету безопасности, если президент по каким-то причинам не сможет выполнять свои обязанности.

Вечером в субботу, 24 апреля, Александр Лукашенко сообщил новые подробности, по его же словам, одного из самых громких преступлений в истории страны. Речь идет о попытке покушения на президента Белоруссии, захвата его детей в заложники и дальнейшего госпереворота, который якобы замышляли заговорщики. Двое из них — политолог Александр Федута и адвокат с двойным, белорусско-американским гражданством Юрий Зенкович — были задержаны в Москве по согласованию с ФСБ России. А третий, лидер партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) Григорий Костусев, — в Минске.

Посещая накануне годовщины аварии на Чернобыльской АЭС Полесский радиационно-экологический заповедник, господин Лукашенко поделился сразу несколькими важными новостями о самом расследовании и его последствиях. «Заговорщики разрабатывали несколько сценариев,— сказал он.— Изначально они планировали устранение президента на параде 9 мая. Однако представить реализацию в Беларуси такого замысла сложно, поэтому они отказались от первоначальной идеи. Затем рассматривалось нападение на президентский кортеж. Для этого мятежниками даже были закуплены и привезены в Беларусь гранатометы. Однако осуществить такой сценарий у них бы тоже не получилось: в целях безопасности автомобили в кортеже передвигаются на большой скорости, и вероятность попасть в них очень мала». При этом господин Лукашенко никак не объяснил существенное противоречие: 9 мая парады в Белоруссии проводятся лишь в юбилеи — например, в 2020 году. В неюбилейные же годы торжества проходят 3 июля — в День независимости страны, который приурочен к освобождению Белорусской ССР от немецких оккупантов.

Наиболее реалистичным планом, по словам белорусского президента, заговорщики сочли нападение на его загородную резиденцию.

Господин Лукашенко даже назвал цену, которую организаторы якобы были готовы заплатить исполнителям теракта: $10 млн за саму операцию и отдельно $1 млн на снайпера. «Это мы видели давно уже. Вы думаете, мы эту операцию в Москве провели с бухты-барахты? Мы за ними следили, они должны были приехать в Минск и провести эту операцию»,— заявил он.

Изменить планы заговорщиков, как сказал Александр Лукашенко, заставил выход на телеканале ОНТ документального фильма «Манкурты», в котором рассказывается о подполковнике КГБ Белоруссии, сотрудничавшем со Степаном Путилой — администратором Telegram канала Nexta Live, который признан в Белоруссии экстремистским.

«Как только вышел этот фильм, они уши прижали: "Нет, в Минск не поедем. Куда? В Москву",— сказал белорусский президент.— Мы контролировали их каждый шаг».

Делать это белорусским спецслужбам позволял агент, который втерся в доверие к заговорщикам, притворившись генералом, который перешел на сторону протестующих. «Это был наш агент. Молодец. Спасибо парню, он здорово нам помог, не побоялся. Они через него хотели поднять армию»,— добавил господин Лукашенко.

Была в его речи и мысль о серьезной угрозе для России. «Им надо было на сутки якобы прийти здесь к власти и заявить, что мы во власти. Для чего? Чтобы попросить ввести войска НАТО на территорию Беларуси и выстроить их на восточной границе у Смоленска. Это был трамплин — я вам всегда говорил — для нападения на Россию. Это был первый шаг»,— заверил президент Белоруссии.

При этом в самой России осторожно отстранились от хода расследования.

Когда журналист телеканала «Россия 1» спросил главу ФСБ Александра Бортникова, какую роль в подготовке переворота играли американские спецслужбы, тот ответил, что «этот вопрос исследуется в рамках уголовного дела, которое на сегодняшний момент осуществляют Комитет государственной безопасности и следственные органы Белоруссии», не упоминая об участии в расследовании российских следователей. Впрочем, в самом факте участия американских спецслужб господин Бортников убежден. «Об этом свидетельствуют те объективные и достоверные материалы, которые мы получили в результате задержания лиц — вы знаете, о ком я говорю — в Москве, — сказал он. — На данный момент идет активная работа следственных подразделений Белоруссии. Поэтому конечные выводы нужно будет делать по результатам окончательным расследований».

Рассказав о предотвращенных сценариях покушения на себя, Александр Лукашенко выполнил данное несколько дней назад обещание и рассказал о декрете, который он решил принять, узнав о подготовке переворота.

«Скажите, если завтра нет президента, вы гарантируете, что все будет нормально? Нет, — предположил он. — Поэтому на этот случай я подпишу в ближайшие дни декрет, как будет выстроена власть в Беларуси. Президента застрелили — назавтра Совет безопасности будет наделен полномочиями. Надо вводить чрезвычайное положение мгновенно, вплоть до военного, если кто-то на границе шевельнется. И Совет безопасности должен принимать решение».

Такой план не стал сенсацией — некоторые эксперты ожидали более значительных изменений вплоть до открытия в Белоруссии российской военной базы. Но этот вопрос, по словам господина Лукашенко, даже не обсуждался на его последней встрече с российским коллегой — Владимиром Путиным. «Ни о каких базах мы не говорили. Зачем в Беларуси создавать базу, если она в Смоленске —в трех минутах полета до того же Бобруйска. Зачем тратить огромные деньги?» — сказал он, общаясь с журналистами.

По мнению белорусского политолога Петра Петровского, декрет о передачи власти Совбезу в случае гибели президента Белоруссии еще предстоит закрепить в новой Конституции, которую сейчас готовит специальная комиссия. «Сейчас в Конституции указано, что если президент не может исполнять свои обязанности, власть передается премьеру»,— сообщил политолог.

При этом идею, что этим декретом господин Лукашенко хочет запустить транзит власти по казахстанскому сценарию (где экс-президент Нурсултан Назарбаев покинул пост президента, сохранив председательство в Совбезе и ряде других органов), господин Петровский отверг. «Декрет прописан не под наличие, а под отсутствие Лукашенко,— заверил эксперт.— Единственный вариант транзита может происходить через Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое будет наделено функциями конституционного органа».

Коммерсантъ. 25.06.2021

Читайте также: