США и Европа выбирают главного врага
Госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью CNN сообщил, что уже «почти закончена» работа над всеобъемлющим обзором «агрессивной политики Москвы», который обещал Джозеф Байден. За формулировкой полного перечня претензий к Кремлю, имеющихся у команды нынешнего американского президента, должны последовать новые санкции. Право Вашингтону дать отмашку очередному витку противостояния России и Запада любезно предоставил Евросоюз, где явно не хотят бежать впереди американского паровоза в деле противодействия РФ. Громко анонсированное обсуждение «российского вопроса» перенесено с марта на июньский саммит ЕС. А пока европейские союзники США решили другой вопрос: какую из двух главных угроз, российскую или китайскую, считать главной.
По итогам встречи глав МИД стран НАТО не объявлено о внесении кардинальных правок в стратегию альянса до 2030 года, которую планируется утвердить в этом году. Сделать ее более антикитайской хотел еще Дональд Трамп. Теперь о том же самом говорит Блинкен. Однако из заявлений, сделанных на встрече министров НАТО, следует, что все будет как планировалось ранее: главной угрозой в стратегии остается Россия. Китай – на втором месте. Та же идея проводится в обнародованной на прошлой неделе в Великобритании комплексной стратегии по вопросам безопасности. Россия там названа «самой серьезной прямой угрозой», а Китай – лишь экономическим конкурентом.
Вряд ли все это можно трактовать как свидетельство внешнеполитического поражения Байдена. Уже сам факт того, что европейские союзники присоединились к противоборству США и Китая, можно назвать успехом американской дипломатии. В 2014 году бюрократический аппарат НАТО, изнывавший от отсутствия осмысленной цели существования военного блока, возникшего в годы холодной войны и только для ведения холодной войны, наконец получил ее. Россия опять предстала в знакомой роли враждебной силы, которой нужно противостоять. Европейцы, похоже, всерьез рассчитывали, что теперь все пойдет по годами отработанной схеме холодной войны. США предоставят заокеанским союзникам свой оборонный зонтик, усилят военное присутствие в Европе и соответственно военные расходы и вообще будут нести большую часть неприятных издержек борьбы с Россией. А ЕС останется только вводить персональные или необременительные для самих европейцев экономические санкции да критиковать Кремль, взаимодействуя с ним, где это возможно.
Уже при Обаме в Вашингтоне настойчиво давали понять, что от такого разделения обязанностей США не в восторге. Трамп же объявил без околичностей: безопасность Европы – в первую очередь дело самой Европы. Поэтому европейцы должны увеличить вклад в копилку НАТО, не делать гешефты на торговле с потенциальным противником и еще, хотя бы в качестве компенсации за американский оборонный зонтик, присоединиться к куда более важному для американцев «крестовому походу» против Китая. Последнее руководству подавляющего большинства стран ЕС совсем не нравилось. Русская угроза по крайней мере понятна избирателям. Для миллионов европейцев, и отнюдь не только в Прибалтике и Польше, Россия – агрессивная, непредсказуемая держава, от которой только и жди проблем. А санкции и ссора с далеким Китаем сулят ЕС только экономические убытки.
Новая администрация США пока четко демонстрирует, что сдерживание КНР – это не блажь Трампа, а долгосрочная линия американской внешней политики. Но и европейцы в своем желании вернуться в счастливое прошлое не менее упорны. Наивно, конечно, ожидать, что споры о том, какая угроза важнее, перерастут в серьезный конфликт между давними взаимозависимыми союзниками. Скорее их ждет долгое согласование интересов. Время для этого есть. Та же стратегия НАТО до 2030 года будет утверждаться на саммите альянса, который ориентировочно намечен на декабрь.
Независимая газета. 30.03.2021