Майя Санду «нарывается» на импичмент

Илья Киселев


Театр абсурда, который периодически представляет собой молдавская политика, дает очередные гастроли. Определенная часть молдавского политического класса настолько зациклена на своих личных интересах, что принимает решения, которые в другой стране совершенно справедливо были бы признаны достойными каких-нибудь племенных вождей, но никак не руководителей страны, расположенной в Европе и ассоциированной с Евросоюзом.

Если первое выступление этой «труппы» было связано с избранием президента в расколотом пополам парламенте и двухлетним периодом 2010-2011 годов, на протяжении которого страна оставалась без полномочного главы государства, то нынешняя абсурдная пьеса представляет собой бенефис победившей на президентских выборах Майи Санду.

В чем завязка сюжета нынешней пьесы? Особенности парламентской республики, которая существует в Молдове, заключаются в том, что президент получает реальные рычаги власти только в том случае, когда опирается на парламентское большинство, способное утвердить «своего» главу правительства. Однако в случае с Санду ситуация имеет абсолютно обратный характер. Парламентская фракция партии PAS, председателем которой была Санду до победы на президентских выборах, имеет всего 15 мандатов из общего числа в 101 депутата парламента. Есть еще партия« Платформа DA» с 11 мандатами, которая входила в один избирательный блок с PAS на парламентских выборах, но эта добавка ничего не решает. В парламенте есть и другие проевропейские партии – ДПМ и Pro Moldova, но с ними у Санду отношения прохладные. Кроме того, их голосов все равно не хватает для получения большинства и утверждения правительства.

Также необходимо отметить, что представители PAS в настоящее время испытывают то, что одним выдающимся политиком XX века было метко названо «головокружением от успехов», и в перспективе члены PAS видят себя единственными и монопольными представителями на проевропейском фланге, не желая делиться успехом своего бывшего председателя с проевропейскими коллегами.

Что необходимо сделать М.Санду, чтобы получить всю полноту власти в стране? Ответ лежит на поверхности – переформатировать парламент путем досрочных выборов, но для этого необходимо распустить действующий законодательный орган. Именно с этой целью был сыгран первый акт пьесы абсурда: взамен ушедшего в отставку правительства Иона Кику глава государства предложила кандидатуру своей заместительницы по партии Натальи Гаврилицы, заранее анонсируя, что это правительство предлагается, чтобы его не утвердили.

Следуя своему плану, Санду выдвинула кандидатуру Гаврилицы повторно, так как повторный отказ депутатов проголосовать на этот Кабинет министров давал ей законные основания для роспуска парламента. Г-жа президент сделала это несмотря на то, что еще до того, как депутаты проголосовали против правительства Гаврилицы, 54 депутата из 101 подписались за выдвижение кандидатуры Марианны Дурлештяну на пост премьера. Это дало основание обжаловать повторное выдвижение Гаврилицы в Конституционном суде, который 23 февраля объявил действия Санду антиконституционными и повторное выдвижение Гаврилицы отменил.

Собственно, с этого момента и начался второй акт абсурдной политической пьесы. Санду прокомментировала решение Конституционного суда в абсолютно конфронтационном ключе, заявив, что не станет проводить консультации с парламентскими фракциями и не будет выдвигать других кандидатов в премьеры. По сути, это означает, что политическая ситуация переходит в подвешенное заблокированное состояние, выход из которого, возможно, придется искать долго.

Сама Санду назвала два, возможных на ее взгляд, варианта развития событий – досрочные выборы или референдум. Что имела в виду Санду под референдумом? При её отказе выполнять решение Конституционного суда об обязательности выдвижения кандидатуры, предлагаемой парламентским большинством, парламент в качестве ответного шага может инициировать процедуру импичмента. Однако, даже если на первом этапе необходимое количество в 67 депутатов проголосует за это, то второй этап процедуры практически непреодолим. Согласно Конституции, чтобы полностью отстранить Санду от должности президента, необходимо провести референдум, на котором за ее отставку должны проголосовать больше человек, чем проголосовали за ее избрание. В то же время в случае, если окончательная отставка Санду не пройдет, это может привести к изменению позиции Конституционного суда.

Абсурд всего происходящего усугубляется удручающей экономической и эпидемиологической ситуацией в стране. На сегодняшний день Молдова остается единственной страной в Европе, где не началась вакцинация от коронавируса. Более того, непонятны сроки, когда в страну поступит хоть какая-нибудь вакцина. В этих условиях утверждение полномочного правительства является в буквальном смысле жизненно важным вопросом.

Еще одну порцию абсурда в эту ситуацию добавляет то, что досрочные выборы отнюдь не гарантируют партии Санду большинство в парламенте, а учитывая опросы о том, какие партии смогут пройти в следующий парламент, создавать коалицию большинства PASовцам будет не с кем. Более того, поведение представителей PAS вызывает осуждение других проевропейских партий, и в будущем это может больно ударить по Санду и ее однопартийцам.

Уже сейчас в пику Санду ее бывший соратник по избирательному блоку лидер «Платформы DA» Андрей Нэстасе предложил свою кандидатуру на пост премьера в качестве компромиссной фигуры. Ни он, ни представители ДПМ и Pro Moldova в парламенте не горят желанием идти на выборы в ближайшее время.

Также сомнительно оценивается позиция президента и политологами. «Команда Майи Санду потеряла два месяца, совершенно неоправданно затянула процесс. Сегодня можно признать, что команда Санду не была готова к приходу во власть. Даже если некоторые опросы представляют для PAS весьма позитивный прогноз для следующих выборов, эта ситуация может не сохраниться, если и далее идти по пути затягивания», – считает политолог Анатолий Цэрану.

«В краткосрочной перспективе решение Конституционного суда пошло на пользу партиям в парламенте, которые не хотят досрочных выборов. Кроме того, это навредило имиджу института президента. Если пропаганда развернется на максимальных оборотах и гражданам скажут, что из-за того, что кандидат не назначен, страна задыхается, это навредит Майе Санду. Вступление в новый политический кризис сильно навредит популярности PAS и Санду», – считает эксперт Вячеслав Бербека.

Итак, какими будут третий акт и финал этой абсурдной пьесы, в которых правительство формируется для того, чтобы его не утвердили, где гарант Конституции издает антиконституционные указы и старается сделать все, чтобы быть отстраненным от должности?

Председатель Партии социалистов Игорь Додон сделал ряд заявлений, которые непосредственно касаются сложившейся политической ситуации в стране. Главными из них следует считать два – о том, что Партия социалистов не будет добиваться импичмента М.Санду, что автоматически аннулирует возможность данной процедуры – без фракции социалистов инициировать импичмент в парламенте невозможно. Второе заявление является ответом на предложение «отстранить на 5 минут» Санду с помощью Конституционного суда, как это делал парламент с самим Додоном во времена олигарха Плахотнюка. Но Додон отверг это предложение как незаконное и неконституционное.

Сам И.Додон допускает три варианта развития событий: первый – Санду «спускается с небес» и выдвигает кандидатуру Дурлештяну; второй – Санду категорически отказывается исполнять решение КС. Тогда страна оказывается в неопределённой ситуации на достаточно долгий период, которую можно решить по-разному. Но во втором сценарии Молдова останется с исполняющим обязанности правительством без назначения премьер-министра, без досрочных выборов в ближайшие два года – до очередных парламентских выборов в 2023 году. Третий вариант предполагает тотальную дестабилизацию с массовыми протестами и с выходом ситуации из-под контроля. Это чревато наибольшими потрясениями для Молдовы и неясно, чем закончится его осуществление.

Учитывая сложившуюся ситуацию, наиболее вероятным представляется второй сценарий, а это означает, что спектакль театра абсурда может продолжаться еще два года.

Ритм Евразии. 01.03.2021

Читайте также: