Украинские радикалы требуют арестовать кума Путина
Татьяна Ивженко
Через месяц украинское правительство планирует обнародовать стратегию противодействия дезинформации. В марте планируется создать при Министерстве культуры Украины центр для разоблачения неправдивых сообщений и повышения медиаграмотности населения. В Киеве говорят, что прекращение вещания трех телеканалов – это только начало широкой кампании.
В понедельник несколько сотен сотрудников закрытых телеканалов NewsOne, «112 Украина» и ZIK пикетировали конгресс-центр «Парковый», куда должен был приехать президент Владимир Зеленский. Представители телеканалов вышли с плакатами, на которых было написано «Ким Чен Зе», «Зе против правды», «Конец свободы слова» и т.п. Они сообщили, что поддержать телеканалы пришло около тысячи зрителей.
Явившиеся к месту проведения акции члены радикальных организаций задержали несколько несовершеннолетних, которые признались, что приняли участие в пикете, потому что им обещали заплатить. Обстановка у «Паркового», где во вторник проходило мероприятие, посвященное борьбе с эпидемией коронавируса, с утра была напряженной. К моменту сдачи номера в печать полиция не зафиксировала фактов нарушения общественного порядка.
Без драк обходилось в последние дни и на пикетах, которые члены украинских радикальных организаций устраивали у зданий телеканалов «Интер» и «Наш». Националисты считают, что эти каналы тоже следует закрыть, поскольку они проводят антиукраинскую пропаганду. Власть на призывы пока не реагирует. Хотя секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов на днях сказал в эфире ток-шоу «Свобода слова Савика Шустера», что решение о санкциях против владельца NewsOne, «112 Украина» и ZIK Тараса Козака – еще не конец, а только начало борьбы с дезинформацией: «Если кто-то считает, что это одноразовая акция, то он глубоко ошибается». Данилов ответил на вопрос о том, грозят ли санкции куму Владимира Путина Виктору Медведчуку – он, как и Козак, входит в руководящие органы партии «Оппозиционная платформа – За жизнь». Многие в Киеве называют Медведчука реальным, а Козака только номинальным владельцем закрытых телеканалов. Секретарь СНБО сказал: «Подождите, всему свое время. Мы очень тщательно отрабатываем все документы для того, чтобы быть безупречными в этом вопросе…» Он подтвердил, что санкции могут быть введены против отдельных украинских политиков, включая депутатов Верховной рады.
Напомним, предостережения в адрес Виктора Медведчука звучали и ранее. Владимир Зеленский еще в августе 2019 года в интервью телеканалу «1+1» сказал, что возникают вопросы по поводу новой тогда партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ): «Там есть еще большой вопрос, его (Медведчука. – «НГ») ли это партия, или там временное объединение и кто они такие». Отдельно президент задал риторический вопрос о финансировании оппозиционной политической силы. И многозначительно отметил: «У нас есть ответы: объемы «кеша» (наличных средств. – «НГ»), откуда, из какой страны они все это получают. И это будет очень громкая история, которая очень плохо закончится».
Сейчас противники Зеленского, ориентирующиеся на лидера «Европейской солидарности» Петра Порошенко, задают президенту вопрос о том, почему он полтора года тянул с решением о санкциях в отношении одного из лидеров ОПЗЖ. Примечательно, что в основу решения СНБО о санкциях в отношении Козака легли материалы, собранные еще в период президентства Порошенко. Однако предшественник Зеленского поясняет, что он не мог закрыть телеканалы накануне президентских выборов. Политтехнолог Сергей Гайдай сказал в комментарии «Громадському», что Порошенко «в свое время позволил Медведчуку получить не только каналы, но и бизнес, иметь в Украине как политический, так и деловой вес. То есть при Петре Алексеевиче Медведчуку было вольготно, а теперь Зеленский демонстрирует, как надо бороться с врагами государства».
Следует отметить, что новая власть поначалу подошла к решению проблемы иначе: в прошлом году в Верховной раде был зарегистрирован законопроект о противодействии информационной агрессии. Он предполагал внесение поправок в действующий закон «О телевидении и радиовещании». Авторы законопроекта предложили ввести уголовную ответственность за трансляцию в телеэфире «высказываний, содержащих отрицание факта военной агрессии Российской Федерации по отношению к Украине, оккупации Российской Федерацией части территории Украины и ведения Россией гибридной войны против Украины…». Документ предусматривал наказание в виде лишения телеканалов лицензий. Однако против таких поправок выступили не только журналисты и юристы, но и многие депутаты. Они указали на размытость формулировок, которая позволяет использовать закон для борьбы с неугодными СМИ. Голосование в Верховной раде не состоялось.
И сейчас Зеленскому пришлось подписывать указ о санкциях на основании решения СНБО. Вопрос о юридической чистоте еще обсуждается. Эксперты говорят, что владелец закрытых телеканалов теоретически может обжаловать санкции в Верховном суде. Но на практике это вряд ли произойдет. Пока ОПЗЖ взяла курс на импичмент президента, которого обвиняют в нарушении законов. Но процедура импичмента сложна и длительна. К тому же она требует поддержки большинства в Верховной раде, а сейчас большинство представлено пропрезидентской партией «Слуга народа».
На этом фоне все чаще возникает вопрос о причинах, побудивших Зеленского пойти дальше, чем мог позволить себе даже Порошенко, регулярно заявлявший об угрозах со стороны «пятой колонны». Политический аналитик фонда «Демократические инициативы» им.И. Кучерива Мария Золкина сказала «Громадському», что выпад против соратника Медведчука можно объяснить тем, что команда Зеленского разуверилась в возможности достичь приемлемых договоренностей с российской стороной. «Зеленский уже не может идти на большие уступки, в частности, потому, что ограничен «красными линиями», начертанными гражданским обществом (имеется в виду, что украинская власть не может признать ДНР/ЛНР и предоставить им особый статус с внесением этой нормы в Конституцию, поскольку такое решение привело бы к восстанию и вероятности гражданской войны на мирной территории Украины. – «НГ»). А Россия свои требования по Донбассу не меняет», – сказала Золкина.
Политический эксперт Юрий Бутусов, комментируя общую ситуацию, написал в блоге, что Украина не может «уничтожить оккупантов в Донбассе. Мы должны начать с устранения сторонников оккупантов в Киеве». Он считает сильным решением команды Зеленского закрыть телеканалы, связанные с ОПЗЖ: «Государство, способное уничтожить «внешнее управление» из Москвы, покажет свою способность себя защитить. А только это может принести освобождение наших земель и мир. Медведчук в нашем парламенте – это признак нашей слабости и зависимости от России. Медведчук в тюрьме – это значит, что мы наконец-то сможем начать говорить с российским руководством на равных».
Независимая газета. 08.02.2021