Радикалы снова рвутся к власти в Косово

Олег Бондаренко, основатель и главный редактор проекта «Балканист.ру»


Новый политический сезон на Балканах стартовал очередными досрочными парламентскими выборами в Косово. Уже пятыми с 2010 года. Практически ни один косовский законодатель не смог досидеть до конца своего мандата. Это связано с крайней неустойчивостью собранной американцами на скорую руку из представителей вчерашних террористов и наркоторговцев политической системы.

Чтобы не показаться предвзятым, приведу пример. Бывшие «президент» и «председатель парламента» Косово Хашим Тачи и Кадри Весели в данный момент сидят в Гааге, где обвиняются по нескольким статьям. Понятно, что Запад давно мечтал заменить их в качестве основных переговорщиков, но при наличии выбора между ними и откровенным головорезом Рамушем Харадинаем менять было не на кого. Хотя сегодня именно Харадинай, уже отсидевший в Гааге, намерен побороться за президентское кресло. И рассчитывает в этой борьбе он как раз на менее замаранного военными преступлениями Альбина Курти, выигравшего выборы.

Прошедшее 14 февраля голосование, избиравшее депутатов «парламента» непризнанной Республики Косово, стало подведением важной черты для многих не только в Приштине. Прежде всего их победитель, лидер партии «Самоопределение» Курти, в прошлом самый известный албанский студенческий лидер конца 1990-х, осужденный на 15 лет лишения свободы за борьбу против Югославии и режима Слободана Милошевича, входит в клиентеллу Демократической партии США. Именно вследствие данного факта он оказался плохим партнером для представителей республиканской администрации Дональда Трампа и в особенности для спецпредставителя (уже бывшего) президента США по Косово Ричарда Гренелла.

Как утверждают мои источники, дошло до того, что Гренелл категорически отказался от сотрудничества с кабинетом Курти, вследствие чего последний не просидел в премьерском кресле и двух месяцев – будучи назначен 3 февраля 2020 года, он перестал быть премьер-министром уже 25 марта. Причина недоговороспособности Курти крылась в его нежелании идти на компромисс с Белградом и отменять незаконно введенные 100-процентные пошлины на ввоз любых товаров из Сербии и Боснии и Герцеговины. А именно этого добивался Трамп, демонстрируя возможность заключения прорывных договоренностей между Приштиной и Белградом.

Сменивший Курти на посту премьера Авдулла Хоти отменил пошлины и 4 сентября подписал в Вашингтоне соглашение о нормализации ситуации, согласно которому Косово брало на себя обязательства ввести мораторий на подачу заявки о членстве в любые международные организации до достижения соглашения с Сербией, а вместе с тем стать первым исламским субъектом, признавшим Иерусалим столицей Израиля. Последнее, очевидно, призвано было убедить немалую евангелическую общину США поддержать Трампа. Но Трамп проиграл, а значит, и соглашение с ним уже можно отложить в сторону. Тем более что Лига арабских государств и многие отдельные представители исламского мира прямо пригрозили Приштине отозвать признание Косово в случае реализации подписанного.

Теперь же бывший студенческий радикал Курти, получивший около 55 из 120 мандатов, будет активно искать себе партнеров для коалиции. Таковым с большой долей вероятности может стать жаждущий президентского кресла Харадинай, партия которого «Альянс за будущее Косово» получила 7% голосов. Математически коалиция складывается, но следующий важный вопрос: позовут ли в эту коалицию депутатов «Сербского списка», получивших все 10 из 10 мандатов, предназначенных для представителей сербского населения края? И что немаловажно, согласятся ли они пойти?

Здесь стоит упомянуть, что прежде приштинские власти предпочитали иметь собственных прикормленных двух-трех «сербских» депутатов, которые были нужны ради вывески «достаточного представительства нацменьшинств», открытости и транспарентности. Но с некоторых пор все оставшиеся в крае сербы (до 100 тыс. из 1,8 млн) выбирают «Сербский список», пользующийся поддержкой официального Белграда и президента Сербии Александара Вучича.

К слову, именно Вучича называют одним из главных сторонников достижения скорейшего компромисса по Косово. Несколько лет обсуждался рабочий план территориального разграничения – изменения административных границ между Приштиной и Белградом, по которому сербонаселенные районы на севере Косово возвращались бы под власть Белграда, а два албанонаселенных района южной Сербии уходили бы под власть Приштины. Но в 2019-м этот план не понравился канцлеру Германии Ангеле Меркель, и о нем стали говорить все меньше.

С учетом того, что и Курти, и Харадинай имеют репутацию открытых радикалов и ни на какие уступки Вучичу явно идти не собираются, скорее всего диалог о нормализации отношений Сербии со своим формально автономным краем в 2021 году будет в значительной степени заморожен. Поздравивший сербского лидера с отмечаемым 15 февраля Днем государственности Сербии новый американский президент Джозеф Байден открытым текстом пожелал ему «скорейшего признания Косово», что, разумеется, вызвало взрыв негатива в Белграде.

Россия неоднократно заявляла о готовности признать любое решение косовского вопроса, соответствующее интересам Сербии, но при этом официально по-прежнему поддерживает резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН, согласно которой Косово считается частью Сербии в составе уже не существующей Югославии. Аналогичным образом статус Косово закреплен и в сербской Конституции. Так что без серьезнейших уступок Белграду со стороны Приштины ни о каком даже теоретическом «признании административных границ» речи быть не может. А с новым тандемом приштинских правителей скорее можно рассчитывать на новую эскалацию, чем на компромиссы.

Увы, Балканы еще долго будут оставаться пороховым погребом Европы.

Независимая газета. 15.02.2021

Читайте также: