Лукашенко заморозил цены

Антон Ходасевич


Правительство Белоруссии запретило повышать цены на предметы первой необходимости и лекарства. Эксперты прогнозируют дефицит базовых товаров, рост серой экономики, финансовые проблемы производителей и торговли и называют такой шаг «тревожным звоночком». В основе проблем – политический кризис.

Постановление правительства Белоруссии №100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» было подписано 23 февраля, а опубликовано 24-го. Документ запрещает повышать цены в оставшиеся дни февраля на 62 товара, отнесенных правительством к социально значимым, а также на 50 наиболее востребованных лекарств. Начиная с марта повышать на них цены можно будет на 0,2% в месяц и по разрешению специальной правительственной комиссии. В списке товаров – хлеб, мука, мясо, колбасы, яйца, чай, кофе, салфетки, туалетная бумага, подгузники и даже спички, лекарств – антибиотики, жаропонижающие, некоторые успокоительные и т.п. «Решение принято в рамках минимизации влияния на потребительский спрос увеличения затрат у организаций с высокой долей импортной составляющей в себестоимости выпускаемой продукции, роста цен на товары критического импорта, ухудшение внешних условий ведения бизнеса (карантинные мероприятия, ограничение вывоза отдельных товаров)», – пояснило Министерство торговли и антимонопольного регулирования.

Белоруссия имеет опыт введения госрегулирования ценообразования, поэтому предсказать возможные последствия этого решения несложно. Предыдущая попытка заморозить цены произошла менее года назад – в апреле 2020-го. Тогда решение ограничить рост цен на 0,5% в месяц продержалось около двух недель, и правительство вынуждено было его отменить. До этого подобные меры принимались в 2014 году, борьбу за свободное ценообразование бизнес вел и в 2008–2009 годах. Всегда результат был один и тот же.

Рост дефицита товаров, снижение качества, разрушение брендов и привычных упаковок для обмана контролеров; рост серой экономики; сокращение поступлений в бюджет; криминализация экономической деятельности, «когда контролеры будут брать взятки за то, что не замечают повышения цен»; увеличение числа махинаций с импортом, создание импортным товарам лучших условий, чем отечественным, подорожание импорта, в том числе контрабандного; ухудшение финансового положения производителей и торговых организаций, как следствие, увеличение числа банкротств с потерей рабочих мест, ростом социальной напряженности – перечислил последствия решения правительства белорусский экономист Ярослав Романчук в своем аккаунте в социальной сети. «Сегодня в стране главными в системе принятия решений являются люди в фуражках, лампасах – и с дубинами в руках. Только они могут принять решение якобы себе и стране во благо, которое грозит обнулить и их во власти, и даже саму страну», – говорит эксперт о причинах принятия такого решения. «Более эффективного способа, чем заморозка цен, для обвала совковой экономики не придумаешь, поэтому постановление №100 – не что иное, как ускорение конца этой модели, которая уже со всех сторон сыплется и рушится», – считает Ярослав Романчук.

Аналитики обращают внимание на то, что чиновники не называют одну из главных причин роста цен – повышение НДС на некоторые товары, и в частности лекарства. То есть фактически правительство своим решением увеличило расходы компаний, но запретило включать их в цену товара, что неминуемо приведет к снижению их доходов. Согласно данным «Белстата», «Лукашенковская экономика готовится к коллапсу. Запрет на рост цен на лекарства и базовые товары – это первый, но очень тревожный звоночек. Они не понимают, что цены дубинками не побьешь и в автозак не закинешь. Дальше нас ждет инфляция, рост доллара, дефицит товаров. Экономика первой реагирует на политический кризис, в который нас загнал режим Лукашенко. Из-за его ошибок страдают люди. Единственный выход из кризиса – новые выборы», – прореагировал на решение правительства Белоруссии советник лидера белорусских протестов Светланы Тихановской Франак Вечерко.

Еще несколько дней назад экспертное сообщество обсуждало, что финансовую поддержку белорусскому режиму окажет Россия. Со ссылкой на источники сообщалось, что на встрече с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 22 февраля, будет обсуждаться выделение Белоруссии кредита в 3 млрд долл. Однако визит состоялся, а никакой информации об очередной поддержке пока нет. Более того, никаких результатов встречи не озвучивают ни в Москве, ни в Минске. Эксперты пытаются понять хотя бы тональность переговоров по коротким фразам, попавшим в публичное пространство, по позам Лукашенко и Путина, по тому, как они были одеты, как проводили время.

Наиболее знаковыми эксперты считают подчеркнуто неформальный характер встречи «без галстуков», заискивающее конспектирование слов Путина Александром Лукашенко и возвращение к теме интеграционных карт, число которых, оказывается, уже выросло с 31 до 33. Эти факты эксперты трактуют как слабость позиции Лукашенко и признание Кремлем его нелегитимности.

Например, политолог Андрей Казакевич считает, что российские власти не станут сейчас подписывать никаких серьезных документов с руководителем страны, чья правомочность не признана миром и большинством белорусского общества. «Тут два пути – или новые выборы, или время, затягивание ситуации в надежде на затухание протестов и успокоение общества. Москве важно разрешение этой проблемы – только тогда можно реализовывать какие-то интеграционные инициативы», – считает эксперт. «Если продавливать их сейчас и даже если их достичь, появится еще больше проблем и вопросов. Новые договоренности, новые статусы не будут признаваться западными странами, возможны новые санкции в отношении России», – полагает аналитик. «Кремль и его олигархи могут подождать. У них есть выбор, с кем вести переговоры. Подождут. А вы тем временем покатайтесь на лыжах», – рассуждает о выжидающей позиции Москвы политический обозреватель Александр Федута. «В России тоже понимают, что продолжать союзную интеграцию дальше невозможно. Раньше или позже власть в Беларуси изменится, к власти придут другие люди», – считает экс-глава Верховного совета Белоруссии Мечислав Гриб.

Впрочем, тот факт, что снова всплыла тема интеграционных карт, о которых ранее Лукашенко сам говорил, что они представляют угрозу суверенитету Белоруссии, вызвал некоторое напряжение у оппонентов власти и экспертов. «Углубленная интеграция, дубль два», не сулит белорусскому суверенитету ничего хорошего», – пишет политический обозреватель Александр Класковский.

Сам факт замалчивания итогов шестичасовых переговоров оппоненты Лукашенко считают возмутительным. «Давайте просто признаем одно: решают судьбу белорусского народа, но ни слова не говорят белорусскому народу, о чем договариваются, какие решения принимают, какие планы строят… Лукашенко демонстрирует белорусам, что мы для него просто плебс, с которым не стоит делиться своими планами и решениями», – прокомментировал итоги переговоров лидер белорусских протестующих, экс-министр культуры, бывший дипломат Павел Латушко.

Независимая газета. 24.02.2021

Читайте также: