Дилемма для Армении: партнерство с ЕС параллельно членству в ЕАЭС

Инна Маринина


Евросоюз 10 февраля уведомил правительство Армении о завершении процесса ратификации в структурах и странах-членах Евросоюза соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией, и оно полностью вступит в силу с 1 марта. Интересно, что ряд зарубежных СМИ преподнес это событие как «ратификацию соглашения парламентом Армении» и предположил, что после его вступления в силу у граждан страны вместе с остальными благами появится и возможность безвизового путешествия в страны Шенгенской зоны, которой до пандемии успешно пользовались три других страны Восточного партнерства – Грузия, Украина и Молдавия.

Но армянские аналитики поясняют, что не следует смешивать между собой два разных документа, один из которых подписан Грузией, Украиной и Молдавией, а второй – с Арменией. Если первые три страны движутся по пути ассоциации с ЕС, то официальный Ереван еще при прежней власти решил остаться в рамках «партнерства» с Евросоюзом, входя при этом в состав Евразийского экономического союза.

Тем не менее в Армении данному соглашению придают большое значение и ожидают выведения отношений с ЕС на совершенно новый уровень развития сотрудничества в различных направлениях. «Соглашение между Арменией и ЕС – это всеобъемлющий документ, который обеспечивает прочную правовую основу для партнерства Армении и ЕС, намечает сотрудничество в различных сферах – от правосудия, безопасности, экономики, сельского хозяйства и инфраструктуры до окружающей среды и климата, образования и науки, культуры, здравоохранения и так далее», – говорится в специальном заявлении МИД Армении в связи с окончанием ратификации документа со стороны ЕС.

От выполнения этого соглашения в Ереване ожидают «ощутимых результатов», в том числе «укрепления демократии, политической, экономической и социальной стабильности посредством крупномасштабных реформ» и благотворного влияния на благосостояние и уровень жизни населения Армении.

Особое внимание МИД Армении акцентирует на том факте, что в соглашении о партнерстве с ЕС «рассматривается вопрос мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в связи с чем подтверждается приверженность ЕС поддержанию усилий и подходов сопредседателей Минской группы ОБСЕ, направленных на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, в частности на основе равноправия и права народов на самоопределение».

В Ереване считают, что выполнение данного соглашения полностью соответствует программе реформ. «Правительство Армении неоднократно подтверждало свою приверженность обеспечению эффективного выполнения соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС, что полностью соответствует обширной повестке реформ в Армении», – говорится в заявлении армянского внешнеполитического ведомства.

Напомним, что Армения и ЕС подписали соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве в рамках саммита Восточного партнерства в Брюсселе 24 ноября 2017 года. 16 мая 2018 года комитет по иностранным делам Европарламента поддержал проект резолюции о поддержке соглашения с Арменией, и с 1 июня 2018 года началось временное выполнение данного соглашения. Причем временно выполняемые статьи составляли до 80% всего соглашения, а с 1 марта текущего года вступят в силу остальные 20%.

Ранее в ЕС рассматривалась возможность заключения с Арменией соглашения об ассоциации, но в Ереване предпочли менее жесткую и менее ограничивающую ее отношения с евразийским пространством и Россией форму сотрудничества с Евросоюзом. Тем более что и в условиях правления Никола Пашиняна и его команды Россия продолжает оставаться главным стратегическим партнером, и нынешний премьер, который будучи в оппозиции представлял себя и свою партию как прозападную силу, после прихода к власти переосмыслил эту позицию и не стал делать резких шагов, направленных на обострение отношений с Россией и выход из-под ее влияния. Хотя периодически и выражал симпатии и склонность к европейским ценностям и делал реверансы в сторону ЕС.

По заявлению армянского эксперта Айка Халатяна, информация о вступлении в силу соглашения между Арменией и Евросоюзом с 1 марта не совсем верна, так как большая часть этого соглашения действует уже давно, а 10 февраля лишь завершилась его ратификация со стороны ЕС. Кроме того, данный документ не предусматривает ни облегчения визового режима для граждан Армении, ни тем более его отмены.

«Насколько я знаю, с безвизовым режимом это соглашение никак не связано. Такого положения в нем нет. Это новое рамочное соглашение между ЕС и Арменией, которое было подписано еще при президентстве Сержа Саргсяна. Армения начала выполнять это соглашение вскоре после его подписания. Это соглашение не препятствует сотрудничеству Армении с Европейским союзом», - заявил корреспонденту «Ритма Евразии» А.Халатян.

По его словам, подписанный с ЕС документ стал свидетельством того, что курс Армении на параллельное сотрудничество с Россией и Евразийским союзом и с Евросоюзом оправдан. «Вспомним, что до этого европейские партнеры ставили Армению перед выбором, что ей надо либо подписать соглашение об ассоциации, либо войти в Таможенный союз. Армения тогда выбрала путь евразийской интеграции, но всегда подчеркивала, что готова к сотрудничеству и с Евросоюзом в тех рамках, которые не нарушают ее обязательства в рамках ЕАЭС. И именно подписание этого соглашения стало свидетельством того, что курс армянской стороны правильный, и европейские партнеры его приняли. Поэтому с этой точки зрения для Армении – это документ, на основе которого строятся его партнерские отношения с ЕС. При этом, подчеркиваю, соглашение написано так, чтобы не нарушать обязательства Армении в рамках ЕАЭС», – пояснил эксперт.

Между тем в отношениях между Россией и Евросоюзом началась очередная волна напряженности, и в ЕАЭС планируют разработать коллективную стратегию действий в ответ на вводимые против России либо других членов Евразийского союза санкции.

В Ереване считают, что данная ситуация особых проблем Армении не создаст, так как, будучи участником соглашения с ЕС, она не имеет перед Евросоюзом никаких обязательств по присоединению к его санкциям против России или других членов ЕАЭС.

Что касается коллективных ответных действий, которые в Евразийском союзе могут разработать в противовес западным санкциям против кого-либо из членов ЕАЭС, в частности России, аналитик предполагает, что до таких действий дело все же не дойдет.

«Россия уже ввела некоторые санкции против ЕС, в частности эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции. Но мы видим, что другие страны ЕАЭС к этому эмбарго не присоединились. Вообще, решения в рамках ЕАЭС принимаются на основании консенсуса, и я думаю, что не только Армения, но и Белоруссия, Казахстан и Киргизия вряд ли согласятся с введением коллективных санкций против ЕС. Дело в том, что такой прецедент уже был, и оказалось, что сама Россия не требует от партнеров присоединения к вводимым ею санкциям», – заявил «Ритму Евразии» Айк Халатян.

Армения на сегодняшний день единственная на постсоветском пространстве страна, которая пытается одновременно эффективно сотрудничать сразу на двух направлениях – поддерживать тесные связи с евразийским пространством и стратегическое партнерство с Россией, с одной стороны, и выступать партнером состоящего в натянутых и противоречивых отношениях с Россией Евросоюза, с другой стороны. Насколько ей удастся – на фоне выполнения соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС – вписаться в эту полную противоречий реальность, покажет время.

Ритм Евразии. 24.02.2021

Читайте также: