У Пашиняна больше проектов, чем результатов
Юрий Рокс
В ходе совещания правительства Армении премьер-министр Никол Пашинян обрисовал круг макроэкономических вопросов на 2022 год. Нынешний же год он назвал годом восстановления экономических амбиций Армении.
«2020 год был очень тяжелым, в том числе и в экономическом плане, из-за войны и пандемии. Мы должны сформулировать те меры, которые позволят преодолеть трудности», – заявил Пашинян, открывая совещание кабинета министров. По его словам, необходимо восстановить ситуацию, которая сложилась в Армении до второй карабахской войны. «Мы должны четко констатировать, что 2021 год станет переломным… Это будет годом восстановления наших экономических амбиций», – сказал армянский премьер.
Он подчеркнул, что перед страной стоит много экономических вызовов, но наряду с ними – много и возможностей. «Конечно, в первую очередь мы должны сосредоточиться на решении гуманитарных проблем. С другой стороны, мы должны констатировать, что подписанное в Москве 11 января трехстороннее заявление и его возможная реализация могут создать совершенно новые экономические возможности для Республики Армения. Мы намерены полностью воспользоваться этими возможностями, повторяю, не только для восстановления наших экономических амбиций, но и для установления более высоких стандартов», – заявил Никол Пашинян. Премьер-министр отметил, что качество реализуемых в 2021 году программ будет иметь влияние на макроэкономический контекст 2022 года и нужно быть последовательными в обеспечении высокой эффективности реализации программ, и согласился с министром финансов Армении Атомом Джанджугазяном, представившим общие прогнозы экономического развития на 2022 год, в том, что из-за последствий пандемии и войны в Карабахе целесообразно как можно раньше начать обсуждение бюджетного процесса.
Аналитик Ашот Меликян отметил, что за годы правления Пашиняна амбициозных экономических проектов было больше, чем реальных результатов. «Конечно, сказались пандемия и вторая карабахская война. Но не только. Недостаточный профессионализм правительства и отсутствие опыта государственного управления также сыграли свою роль. Некоторые кадровые перестановки пока не вселяют оптимизм. Поэтому не исключено, что и новые экономические амбиции окажутся лишь благими намерениями. Особенно если учесть, что перед командой Пашиняна возник еще один очень серьезный вызов – внутриполитический кризис и связанный с ним накал страстей в обществе», – заявил «НГ» Меликян.
По его словам, оппозиция намерена максимально использовать фактор военного поражения для отстранения нынешнего правительства от власти. Эта политическая борьба и восстановление стабильности в стране также потребуют от Пашиняна огромных сил и средств, которые могли бы быть направлены на социально-экономические нужды послевоенной Армении. «Между тем общество в большинстве своем не видит решения проблем и в отставке правительства, и в приходе к власти непримиримой оппозиции, костяк которой составляют силы, уже правившие страной два десятилетия и приведшие ее к революции. Что же касается разблокирования внешних транспортных коммуникаций, о чем договорились на встрече в Москве 11 января лидеры России, Армении и Азербайджана, то в настоящее время связывать с этим позитивные надежды можно лишь теоретически. Воинственные заявления Ильхама Алиева даже после победы, упорное нежелание вернуть военнопленных и гражданских лиц по принципу «всех на всех», недостаточная посредническая активность Москвы в этом вопросе всерьез препятствуют созданию условий для решения всех остальных проблем, в том числе транспортных», – считает Ашот Меликян.
Независимая газета. 17.01.2021