Век вора не видать
Владимир Соловьев
Майя Санду, вступившая 24 декабря в должность президента Молдавии, пообещала «построить государство, в котором воры будут сидеть в тюрьме, а не возглавлять страну». В этой фразе читается намек на ее предшественника Игоря Додона, в чей адрес от госпожи Санду не раз звучали обвинения в использовании теневых схем. Господин Додон сдаваться не намерен: после церемонии передачи власти он улетел в Москву, на чью поддержку рассчитывает в борьбе с прозападной соперницей.
Рев сирен карет скорой помощи — звук, не прекращающийся сейчас в Кишиневе ни днем ни ночью. Эпидемиологическая ситуация в Молдавии остается сложной. Пандемия коронавируса — яркий, но не единственный цветок в букете проблем. Рекордная засуха этого года выжгла урожаи, добив и так неблагополучную экономику. При этом никуда не делись бедность и легендарная молдавская коррупция.
На таком фоне в кишиневском Дворце республики под марши оркестра внутри и аккомпанемент сирен скорых снаружи 24 декабря проходила церемония инаугурации Майи Санду. Ее речь, в которой она помимо молдавского языка обратилась к гражданам еще и на русском, украинском, болгарском и гагаузском, трудно было назвать триумфальной.
Госпожа Санду прямо признала, что страна переживает трудные времена: «Пандемия застала наше государство, когда оно находится в слабом состоянии, пораженное коррумпированными группами, когда больше не в состоянии обеспечить больным людям доступ к медуслугам и ничего не сделало, чтобы спасти экономику и рабочие места».
Дальше она пошла в атаку на своего предшественника Игоря Додона и поддерживающую его ситуативную коалицию в парламенте, которая состоит из подконтрольной господину Додону Партии социалистов, партии «Шор» и группы Pentru Moldova («Для Молдовы»). «В разгар санитарного и экономического кризиса мы подвергаемся жестокому нападению коррупционеров. Напуганные сплочением людей в борьбе с коррупцией и воровством, те, чей долг был вывести страну к свету, попытались и все еще пытаются еще больше погрузить страну во мрак, в коррупцию, бедность, хаос»,— заявила Майя Санду.
Она имела в виду недавно прошедшие через парламент и подписанные Игорем Додоном перед уходом с поста президента законы, среди которых закон о статусе русского языка как языка межнационального общения и закон о снижении пенсионного возраста. Тогда же было принято решение об отмене так называемого закона о миллиарде, возложившего на госбюджет страны возмещение долгов банков, из которых в 2014 году был выведен $1 млрд. Госпожа Санду и ее сторонники резко критиковали эти действия господина Додона и его соратников, называя их популистскими, вредными и раскалывающими общество.
Игорь Додон и его социалисты действительно принимали перечисленные законы не случайно, а с прицелом на неминуемые теперь, после недавней отставки правительства, досрочные выборы парламента.
Мало кто сомневается, что новый состав законодательного органа переизберут в будущем году. Голосование определит, кто в республике станет реальной властью. И социалисты намерены за эту победу побороться.
Господин Додон уже объявил, что возвращается в Партию социалистов: в январе должен пройти ее съезд, на котором будет избрано новое руководство партии. Игорь Додон был ее председателем до избрания президентом в 2016 году и планирует вернуться на позицию, покинутую в связи с работой в должности главы государства.
«Следующий период будет очень важным, и я поставил две основные цели, которым буду следовать в дальнейшем: оправдать доверие, оказанное мне примерно 700 тыс. граждан, проголосовавших за меня, и сделать так, чтобы новое правительство и новый президент работали на всех граждан страны. После праздников мы снова увидимся — с новыми проектами, в новой политической ситуации»,— объявил Игорь Додон в прощальном обращении к гражданам.
Свои планы на будущее бывший президент намерен сверять с Москвой. В пятницу в российской столице запланирована его встреча с заместителем главы кремлевской администрации Дмитрием Козаком, который в числе прочих постсоветских стран курирует Молдавию.
По сути, едва выйдя из президентской кампании, республика окунулась в парламентскую гонку. Тактика Майи Санду в борьбе за контроль над парламентом и правительством стала понятна из той же инаугурационной речи.
Ставку госпожа Санду делает на антикоррупционную повестку, близкую и объединяющую многие сегменты расколотого молдавского электората.
«Дорогие граждане, наша борьба с коррупцией будет нелегкой. Но я со всей ответственностью и уверенностью говорю вам, что мы одержим победу в этой борьбе. Мы сможем очистить государство от коррупционеров, построим государство, в котором воры будут сидеть в тюрьме, а не возглавлять страну»,— сказала Майя Санду.
Тем, кто в день инаугурации пришел к администрации президента Молдавии, чтобы увидеть Майю Санду, такая риторика явно нравится. Когда она вышла поприветствовать людей, ей кричали «Браво!». Игоря Додона, покинувшего офис, в котором он проработал последние четыре года, толпа провожала криками «Вор!» и «Иуда!». Впрочем, это еще не приговор в стране, которая не раз поддерживала на выборах политиков не за их программы, а исходя из того, с кем те крепче дружат — с Западом или с Востоком.
Коммерсантъ. 25.12.2020