Польша, Румыния и Чехия: недооцениваемые угрозы России

Вадим Трухачёв


Уходящий год показал, что у России возникли трудности с такими государствами, как Польша, Румыния и Чехия. Эта троица сыграла значительную роль в событиях в Белоруссии и Молдавии, которые имеют очевидно антироссийский подтекст. Все означенные три государства у нас принято недооценивать, а зря. Они обладают немалыми возможностями для достижения своих интересов, и уже достигли немалых успехов. И их недооценка способна причинить России значительный ущерб.

Польский «двигатель» белорусских протестов

То, что Польша проводит антироссийскую линию, уже много лет не является тайной. Это проявлялось на Украине, в Белоруссии, в Грузии, в Молдавии — да где угодно. После прихода к власти политиков из партии «Право и справедливость» в 2015 году Россия превратилась в «экзистенциальную угрозу», а противостояние ей — в основу всей внешней политики Польши. Переизбрание в 2020 году президентом ее представителя Анджея Дуды означает, что никаких изменений ждать не стоит.

Проблема заключается в том, что роль Польши в Европе и мире Россия порой недооценивает. Между тем перед нами — большая, почти 40-миллионная, страна с 20-миллионной влиятельной диаспорой в США и странах Западной Европы. Она старается превратиться в регионального лидера в треугольнике Грузия — Эстония — Словения, чему и посвящается польская доктрина «Трех морей» — Черного, Балтийского и Адриатического. «Жемчужинами» такой сферы влияния должны стать Украина и Белоруссия.

Уходящий год показал, что Польша является ключевым игроком, продвигающим смену власти в Белоруссии. Польские руководители и не пытались скрывать, что стоят за разогревающим протесты телеграм-каналом Nexta — в его штаб-квартиру в самом центре Варшавы наведывался сам премьер Матеуш Моравецкий. Польский флаг мелькал на демонстрациях противников Александра Лукашенко в Гродно. Большинство лидеров белорусской прозападной оппозиции тоже находятся в Польше.

Польша достаточно успешно действовала в Белоруссии с помощью пресловутой «мягкой силы». Тысячи белорусских студентов учатся в польских вузах за счет польского же бюджета. Тысячи белорусских граждан обзавелись «картой поляка», дающей право на трудоустройство и полный социальный пакет в Польше. В белорусских городах работают десятки польских неправительственных организаций, имеющих тысячи активистов по всей стране.

Особо следует выделить Католическую церковь в Белоруссии, фактически ставшую агентом польского влияния. Прихожанами костелов, где служат тысячи подготовленных (в той или иной степени) поляками ксендзов, являются сотни тысяч белорусов. Католиков в стране насчитывается около 15% населения. В Гродненской области они и вовсе составляют большинство, в Минске и Минской области тоже их немало. И для них под понятием «братская страна» явно подразумевается не Россия.

Ко всему прочему, Польше удалось создать некий привлекательный образ для многих белорусов. Особо развитой страной ее назвать нельзя, но ее экономика растет почти уже 30 лет, не зная спадов. В Польше весьма неплохо развит малый и средний бизнес, обеспечивающий значительную долю ее ВВП. Да, проблем у нее достаточно, к локомотивам Евросоюза ее явно не отнесешь. Однако наличие проблем никак не отменяет достижений.

Польша вообще отсутствовала во всех концепциях внешней политики России. Многие считают, что она просто выполняет волю США или (в какой-то степени) Германии. Однако в действительности многие польские действия на восточном направлении вполне самостоятельны, а основы ее политики на этом направлении были заложены еще в то время, когда Соединенных Штатов не существовало. И польская шляхта имела на территории Белоруссии свои имения тоже до их возникновения.

Кроме Белоруссии, в уходящем году Польша отметилась рядом антироссийских выпадов, связанных с трактовками истории Второй мировой войны, штрафом для «Газпрома» и рядом других, откровенно антироссийских действий. Польша стремительно превращается в главную «крепость НАТО» возле российских границ. Боевой потенциал польской армии составляет сегодня порядка 30% от российского. Не так уж и мало, и о недооценке сил тут не может быть и речи.

Так что и события в Белоруссии, и польские действия на других чувствительных для России направлениях должны наконец заставить обратить на них самое пристальное внимание. К Польше надо отнестись со всей серьезностью, бросив на противодействие ей куда большие, чем сегодня, силы. Тем более что она активно вооружается — и не только по «окрику из Вашингтона», но и самостоятельно.

Ползучая успешная румынизация Молдавии

Еще меньше внимания, чем Польша, привлекает к себе Румыния. Ее 19 миллионов населения, отсутствие крупной влиятельной диаспоры и еще более низкий, чем у поляков, уровень жизни создают впечатление, что от нее ничего не зависит. Ее потуги стать наиболее влиятельной державой в Черноморском и Балканском регионах, «младшим партнером» Польши в инициативе «Трех морей» и вовсе могут показаться смешными. Прошедшие в ней в декабре 2020 года парламентские выборы в РФ почти не заметили.

Но все не так весело. Начнем с того, что на юге Румынии создается база ПРО США, а американские военные корабли вовсю используют румынский порт Констанцу в своих целях. Румынские политики наперебой говорят о том, что необходимо противостоять «ужасной» России. И смена правительства никак данную картину не изменит. Конечно, румыны пытаются угодить американцам и немцам, показать себя как «ответственный член ЕС и НАТО», получить денег. Но есть у них и собственные планы.

Главное место, где интересы России и Румынии сталкиваются напрямую, — безусловно, Молдавия. И здесь румыны, подобно полякам в Белоруссии и на Украине, последовательно и методично работают с помощью «мягкой силы». В Молдавии действуют многочисленные румынские организации самой разной направленности. Ряд церковных приходов в стране относятся не к канонической Молдавской церкви в составе Русской православной церкви, а к Румынскому патриархату.

В Румынии печатают многие школьные учебники. Тысячи молдавских студентов за бюджетные средства обучаются в румынских вузах, а десятки тысяч молдаван работают в соседнем государстве. Румыния раздала в Молдавии множество паспортов, и с их помощью проще искать работу в Западной Европе. Постепенно увеличивается число молдаван, считающих себя румынами, а свой язык — румынским. Судя по всему, таковых на сегодняшний день уже около четверти населения.

Наиболее успешно румынское сознание проникает в элиту. Гражданами Румынии являются почти все члены Конституционного суда, многие министры и депутаты. Безоговорочным успехом румын следует признать победу их гражданки Майи Санду на президентских выборах в Молдавии. Ее очевидная связь с соседним государством большинство молдаван, как видно, уже не очень пугает. Постепенно в орбиту отношений с Румынией втягивается даже Приднестровье.

Выработался у Румынии и свой относительно привлекательный образ. За последние годы она смогла совершить немалый рывок вперед, оторвавшись по многим показателям от соседней Болгарии, с которой годами составляла беднейшую пару в ЕС. Средний уровень доходов в ней уже превысил российский, а уж если сравнивать с Молдавией, то он больше вдвое. В стране действительно занялись борьбой с коррупцией, и хотя до победы здесь явно далеко, отдельные успехи есть.

Безусловно, румыны действуют не одни. За их спиной торчат «уши» и США, и Евросоюза, и Германии. Однако это никак не исключает наличие у Румынии очевидного собственного интереса в отношении Молдавии (и ряда районов Украины — тоже). Россия почти никак не противодействует именно Румынии, о месте которой в нашей внешней политике остаётся только гадать. На выходе мы получаем весьма пусть ползучую, но все же румынизацию Молдавии. И это во многом — следствие недооценки румын.

Совсем не невлиятельные чехи

Третья хронически недооцениваемая бывшая социалистическая страна — 11-миллионная Чехия. В отличие от Польши и Румынии, с ней у нас нет исторических споров о принадлежности той или иной территории. Однако в этом году чехи исправно поставляли для нас весьма неприятные новости, и недостатка во внимании к себе не испытывали. Но большое количество информационных поводов, связанных с ней,          опять-таки явилось для многих неприятным сюрпризом и откровением.

Наиболее значимым из них стал демонтаж памятника маршалу Ивану Коневу в районе Прага-6, который районные власти провели вопреки воле чешского государственного руководства, ни разу не одобрившего подобные действия. Как выяснилось, имела место неверная оценка распределения полномочий на разных уровнях власти в Чехии, неучет особенности настроений в Праге. Одной воли президента Милоша Земана, осудившего снос, явно недостаточно для того, чтобы такие действия предотвратить.

Еще одним откровением стало дело бывшего советника главы «Роскосмоса» журналиста Ивана Сафронова, которого обвиняют как раз в шпионаже в пользу Чехии. Безотносительно его виновности или невиновности, стало очевидным, что у этой страны есть целых три спецслужбы, способные доставить России неприятности. Наконец, венчает дело история с якобы попыткой отравления антироссийски настроенных чешских политиков, из которой на деле получился полный пшик. Но осадок явно остался.

Между тем перед нами — наиболее зажиточная из всех бывших социалистических стран Европы. Чешские интересы нельзя назвать глобальными, однако же они шире даже польских. Они пересекаются с Россией и в плане поставок оружия в Африку, и в вопросах конкуренции за рынки продукции тяжелой промышленности. И, разумеется, в плане распространения «демократических ценностей» на постсоветском пространстве, что прямо записано в программных документах МИД Чехии и почти всех чешских партий.

Будучи страной славянской и при этом довольно зажиточной и вполне демократической, Чехия смогла замкнуть на себе немалую часть политики Евросоюза на постсоветском пространстве. Ее представители уже много лет участвуют в продвижении программы «Восточное партнерство», что прямо угрожает интересам России. В Праге работает один из центров белорусской оппозиции, а само чешское руководство сыграло не последнюю роль в организации и поддержке антиправительственных выступлений в Белоруссии.

Сегодня в Чехии работают сотни тысяч украинцев и уже как минимум тысячи белорусов. За счет чешского бюджета в местных вузах учатся тысячи белорусских и украинских студентов. О привлекательности чешского образа и говорить не стоит — страна спокойная, с весьма приличным социальным обеспечением, обошедшая Испанию по уровню доходов на душу населения. Так что перед нами государство, обладающее определенными возможностями и влиянием, и недооценивать его точно не стоит.

EADaily. 23.12.2020

Читайте также: