Доктринная хватка

Денис Денисовдиректор Института миротворческих инициатив и конфликтологии


Парламент Украины в очередной раз выполнил символический, но вместе с тем совершенно бессмысленный обряд, продлив на год как бы действие закона об особом статусе для территорий ДНР и ЛНР. Тут надо уточнить, что этот закон на самом деле ни одной минуты не действовал, так как украинская власть видела в нем угрозу и всячески саботировала его реализацию. С другой стороны, законодатели в Киеве каждый год затягивают мелодичную песню о выполнении Минских соглашений пролонгацией, но не введением в действие этого документа.

В 2020 году украинский обряд совпал со знаковой инициативой в ДНР, которая лишний раз наглядно демонстрирует сюрреалистичность конфликта в Донбассе и миротворческого процесса вокруг него.

Там начали разработку новой идеологической доктрины, которая должна стать основой государственного строительства и базой для воспитания следующих поколений.

Тенденции последних десятилетий свидетельствуют, что конструирование идеологий в современном мире осуществляется в двух основных случаях. Во-первых, новая идеология — это ответ на вызовы времени и насущная необходимость для сохранения, развития и успешной конкуренции государств, территорий, обществ. Государственные мужи и выдающиеся ученые конструируют системы, состоящие из идей, наполняют их символами и образами, создавая экзистенциальные основы. Во-вторых, существует более технократический подход, он подразумевает создание идеологии как симулякра. В данном случае идеология как таковая оказывается не более чем сопроводительным элементом информационной, политической или какой-либо другой кампании, ценность которой определяется громкими лозунгами и позитивным ростом рейтинга, а не формированием фундамента человеческого мировоззрения.

Следует признать, что в мире все больше ориентируются на второй вариант создания идеологий, и остается только надеяться, что «Русский Донбасс» станет исключением.

Сам по себе процесс актуализации вопросов, связанных с идеологией, и вовлечение широкой общественности очень важен для любого государства, а особенно для молодых республик, только проходящих период своего становления. Помимо идеологии, видится закономерным рассмотрение таких вопросов, как нацстроительство и этническое измерение региона, чтобы составить современный портрет донбасской нации.

Начиная с 2014 года Донбасс в символическом плане претендовал на роль форпоста Русского мира по ряду направлений. Во-первых, как регион, ставший на его защиту с оружием в руках. Во-вторых, как созидатель новых смыслов (или переосмысление старых) геополитических конструкций. Тут уместно вспомнить апгрейд концепции Новороссии в реалиях XXI века, воссоздание идеи «Донбасс — сердце России» и достаточно комичную попытку поработать со смыслами идеи Малороссии. В-третьих, донбасские республики могли, но, к сожалению, не стали «историей успеха», на примере которой можно было демонстрировать величие Русского мира.

Очень важным фактором любой идеологии служит ее прикладное применение, то есть готовы ли не на словах, а на своих делах ее исповедовать руководители — в данном случае ДНР. Если готовы, то идеология действительно будет иметь шансы стать массовой и проникнуть в сердца граждан, а вот если нет, то это обернется очередным разочарованием и провалом для инициаторов процесса создания доктрины «Русский Донбасс».

Надо учитывать, что ситуация, сложившаяся в этих республиках, не способствует восприятию обычными гражданами новшеств, инициируемых властью. За почти семь лет конфликта жителям региона до сих пор никто ответственно не ответил, куда все же движутся самопровозглашенные республики. Ведь согласно Минским соглашениям, они возвращаются (пускай и медленно) в состав Украины. С другой стороны, как в ЛНР, так и в ДНР основными нарративами информационных кампаний, касающихся внешнеполитических вопросов, являются две формулы: а) Донбасс интегрируется с Россией и б) Украина — это неонацистское failed state (несостоявшееся государство), с которым невозможно вести переговоры.

Причем самое неприятное для жителей как ЛНР, так и ДНР то, что руководители республик очень часто в одном интервью умудряются заявлять о необходимости выполнять Минские соглашения, то есть возвращаться к Киеву, тут же называя Украину страной с ограниченным суверенитетом и фашистской идеологией, и обязательно упоминают, что республики Донбасса — это уже почти Россия.

Очень большое количество жителей ДНР и ЛНР уехало и уедет из региона по одной простой причине. Они просто не понимают, что будет завтра и в какой стране они проснутся на следующий день. Этот вопрос на самом деле первоочередной для новой идеологии Донбасса.

Известия. 16.12.2020

Читайте также: