Александр Рар: Германия отказалась от попыток сделать ЕС независимым от США

Россия «останется главной угрозой для НАТО в ближайшее десятилетие», говорится в опубликованном 2 декабря докладе, подготовленном экспертами для руководства Североатлантического альянса. В том же ключе ранее выступила глава Минобороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, заявив, что диалог с Москвой нужно вести «с позиции силы». Между тем, как напомнила официальный представитель МИД России Мария Захарова, Берлин признает, что целиком и полностью несостоятелен в военной сфере» без США. О чьей «позиции силы» ведет речь Германия, и к чему приведет ужесточение немецкой политики по отношению к Москве, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил старший научный сотрудник Института мировых тенденций (Потсдам) Александр Рар.

– Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр утверждает, что угроза со стороны России стала более явственной, а потому НАТО должна усилить оборонные способности и говорить с позиции силы. Об этом она заявила в среду, выступая в Бундестаге. Что это значит?

– Высказывание госпожи Крамп-Карренбауэр свидетельствует о том, что Германия действительно меняет свою политику в отношении России. Раньше немецкая политика была более сдержанной. По сравнению с жесткой американской, британской или польской линией немцы всегда хотели говорить с Россией более мягко, говорить о сотрудничестве. То есть, не только о том, что касалось конфронтации с ней.

После дела Навального в Германии определенные достаточно авторитетные силы начали писать правительству, и пресса тоже, что с Россией нужно разговаривать жестко, что Россия понимает только язык силы и Германия, как лидер Европейского союза (у нее сейчас председательство в ЕС) должна этой жесткой линии придерживаться.

Другими словами, Германия становится на более жесткие позиции в отношении России. Она может также в этом отношении ужесточать санкционный режим в отношении России.

– На ваш взгляд, отнесутся ли в НАТО серьезно к словам Крамп-Карренбауэр в плане усиления оборонных способностей Альянса?

– Госпожа Крамп-Карренбауэр делает все, чтобы понравиться новой администрации Байдена. С Трампом были проблемы. В основном эти проблемы были даже не у Крамп-Карренбауэр, а у госпожи Меркель, для которой Трамп был слишком жестким в отношении Европы. А с Байденом, как они думают, можно быстро договориться.

Госпожа Крамп-Карренбауэр – абсолютная трансатлантистка. Она хочет, во что бы то ни стало, наладить отношения с Америкой.

В этом вопросе она готова даже поссориться с Францией, которая является единственной в Европе страной, желающей вести политику автономизации ЕС, несмотря на то, что Байден идет к власти, и будет проводить, как кажется многим, более мягкую линию в отношении Европы.

Судя по словам Крамп-Карренбауэр и многих других ведущих немецких политиков, немцы уже отказываются от идеи сделать Европу более самостоятельной. Фактически, они хотят дать США «ярлык», право управлять Западом. А США даст Германии «ярлык» вести какие-то отдельные дела в Европе. В то же время, Германия, как мне кажется, устала от жесткой конфронтации с американской администрацией. Она добивается прежнего статуса-кво.

– В России надеялись, что заявление главы Крамп-Карренбауэр о том, что с Россией нужно вести диалог «с позиции силы», заметят сами политики ФРГ и поправят министра, но этого не произошло. Понимают ли в Германии, что следование подобным советам уже приводило к печальным последствиям в прошлом веке?

– К моему большому сожалению наблюдателя, к власти в Германии уже идет поколение, для которого Вторая Мировая война фактически мало что значит. Это для них просто история. Вспоминают, правда, Холокост. Этого немцы не могут забыть, никогда не забудут. А об остальной части Второй Мировой войны уже забывают. Все это уходит в прошлое.

К сожалению, в памяти немцев скорее остаются негативные времена Холодной войны, где Советский Союз или Россия казались лютым врагом Германии и Запада. Эта картинка все больше и больше начинает возникать в умах – не скажу в сердцах, но в менталитете немецких политиков.

Россию, как многие считают, нужно ставить на место, так же, как во время Холодной войны. Естественно, это приведет к дальнейшей конфронтации, новому разделению сфер влияния в Европе, к тому, что Россия будет объединяться с другими полюсами в Азии. А Европа или Германия дальше будут идти, возвращаться, ползти под крыло Америки.

– Вооруженные силы НАТО провели учения, в ходе которых с территории Румынии был произведен ракетный залп в сторону Крыма. Западные журналисты пишут, что данные учения стали посланием для Москвы, что НАТО восстановила свою дальнюю мощь в Европе. Стоит ли рассматривать эти учения как один из эпизодов репетиции войны с Россией?

– Каким бы странным это сегодня не показалось, но именно Дональд Трамп, несмотря на свою жесткую риторику, попытки приостановить «Северный поток-2» и прочие санкции в отношении России на самом деле жесткой политики в ее отношении не проводил. Ему было более или менее все равно на Украину. На Белоруссию он тоже не обращал внимания. В конфликт в Нагорном Карабахе США вообще не вмешались. А сейчас американские военные видят, что приходит новая власть – Джо Байден – для которого права человека, защита оппозиции, развитие гражданского общества в авторитарных странах преобладают.

Эти вопросы становятся важными на его повестке дня. В том числе, будут проводиться и более опасные маневры в смысле сдерживания России. Это очень плохой, неприятный сигнал, который посылается со стороны США, с территории Германии, где также начинают негативные маневры в сторону России.

– Из-за вето Польши и Венгрии Евросовет не может передать документы в Европарламент на одобрение бюджета ЕС и плана по восстановлению экономики. Почему эти страны блокируют бюджет ЕС, и каким образом разрешится этот внутренний политический кризис?

– Польша и Венгрия выступают против того, чтобы в общие механизмы по распределению денег в борьбе с пандемией был вложен этакий момент наказания и невыдачи денег тем государствам, которые с точки зрения Брюсселя, с точки зрения общего мнения внутри Евросоюза не следуют курсу демократии или нарушают формы либеральной демократии в своей стране. Годами Польшу и Венгрию обвиняют в этом, и в первую очередь это делают Германия и Франция. Поэтому сейчас Венгрия и Польша просто решили заблокировать механизм.

Венгры говорили, что они вступили не в Советский Союз, с которым они сравнивают нынешний ЕС. Мне кажется, что Польша просто хочет ослабить ось Париж-Берлин внутри Европы, чтобы создать свою собственную ось влияния внутри Евросоюза.

– Глава РФПИ Кирилл Дмитриев допустил производство российской вакцины в ФРГ. Речь, возможно, идет о немецком заводе московской фармацевтической компании «Р-Фарм». Что думают об этом немецкие власти? Возможен ли такой пример германо-российского сотрудничества, на ваш взгляд?

– Когда я месяц тому назад был в Москве на Валдайском клубе, там как раз господин Дмитриев и двое ведущих вирусологов России выступали с подробным докладом о российской вакцине против коронавируса. Там в принципе об успехе этой вакцины многое говорилось. Также было сказано, что массовая продукция и массовое производство этой вакцины в России наталкиваются на проблемы. Массовое производство должно происходить за пределами России. Россия это будет делать в Азии. Если Германия действительно согласится на то, чтобы производство расположить также на территории ФРГ, это очень сблизило бы их в экономическом и медицинском плане, привело бы к исправлению определенных конфликтных ситуаций между Берлином и Москвой.

Евразия.Эксперт. 02.12.2020

Читайте также: