В Минске не хватает тюрем для протестующих

Антон Ходасевич


Тысячи протестующих маршируют по белорусским улицам: медики, пенсионеры, студенты. Власти не дают никакого повода рассчитывать на диалог. Эксперты не видят оснований для прекращения политического кризиса.

В понедельник в Минске начались судебные процессы над задержанными в ходе воскресной акции протеста. Она стала самой масштабной по уровню жестокости и репрессий после печально известных первых поствыборных дней. По данным правозащитного центра «Весна», было задержано более тысячи человек. Уже зафиксировано на видео много случаев насилия по отношению к мирным демонстрантам, снова избитые и раненые. По информации правозащитников, мест в минских тюрьмах и близлежащих городах уже не хватает и заключенных везут из столицы за 200 км в Могилев.

«8 ноября власти мобилизовали все силы, включая, по некоторым оценкам, и военных. Привезли в Минск милицию из регионов. Оцепили всю столицу, переведя ее фактически на осадное положение. Хватали и били довольно жестоко, как в худшие августовские времена», – описывает ситуацию в своей авторской колонке политолог Валерий Карбалевич. Он полагает, что Александру Лукашенко невыносимо смотреть на этот праздник непослушания, который проходит каждое воскресенье в Минске, и он не готов ждать, пока все утихнет само. Протест в регионах уже почти утих, и можно привлечь оттуда силы. К тому же устали и протестующие, и подавляющие.

«Сработал ряд факторов. Во-первых, власть почувствовала, что протесты в какой-то степени ослабевают и сейчас выгодный момент для контрнаступления. Во-вторых, Лукашенко, возможно, поджимают какие-то сроки на подавление протестов, в том числе и установленные Москвой. Ну и            в-третьих, сыграли свою роль кадровые назначения, новый глава МВД, конечно, хочет показать, что не зря вождь сделал на него ставку», – прокомментировал «НГ» причины нового витка насилия политический обозреватель Александр Класковский.

Утром понедельника некоторым наблюдателям казалось, что новый виток насилия действительно сбил активность протестующих. Однако в назначенное время, в 14.00, уже в шестой раз на центральный проспект Минска вышли тысячи пенсионеров. Также к ним присоединились некоторые медики, возмущенные тем, что в пиковый период заболеваемости коронавирусом власть отправляет за решетку высококвалифицированных врачей. В результате по центру белорусской столицы вновь прошла многотысячная колонна протестующих, требовавшая ухода Лукашенко: «Пошел вон, ты и твой ОМОН», «МВД позор», «Лукашенко в автозак», «Это наш город», «Наши дети лучше всех» и др. Такие требования были написаны и на транспарантах, которые они несли в руках: «Новые выборы, ОМОН, остановись – вы же звери», «Нет насилию. Ты не барин, народ – не холопы» и др.

В стране не состоялась национальная забастовка, объявленная лидером белорусских протестов Светланой Тихановской, однако волнения на заводах продолжаются. Около 50 человек бастует на «Беларуськалии», более 20 уволенных за «политику» на Минском электротехническом заводе им. Козлова. Не прекращаются проблемы на «ГродноАзоте». В понедельник с утра остановилось производство в одном из важных цехов – «Аммиак-4». В администрации предприятия заявили, что причина не в забастовке, а в «проблемах с оборудованием». Однако позже местный стачком уточнил, что источником этих «проблем с оборудованием» является отсутствие квалифицированных работников, которые бастуют. Первые официально ушедшие в стачку в понедельник объявились на БелАЗе.

«Белорусское общество находится в состоянии жесточайшего и беспрецедентного политического кризиса. Мы видим жесткое противостояние режима, который закусил удила, и большинства белорусского общества, которое с этим режимом не согласно мириться, – заявил «НГ» Александр Класковский. – Система, которую Александр Лукашенко любовно выстраивал все 26 лет, оказалась очень живучей. Он показал, что средневековые методы управления, основанные, в частности, на факторе страха, могут быть весьма действенными и в XXI столетии». Он полагает, что многочисленные якобы сторонники Лукашенко на самом деле не согласны с нынешней политикой власти, но «скованы страхом». «Для них «дернуться», перейти на другую сторону или даже просто подать рапорт об увольнении сегодня очень рискованно. Они боятся, поэтому вынуждены двигаться в этой колее, заданной вождем», – полагает Александр Класковский.

Эксперты не берутся прогнозировать, во что выльется кризис в Белоруссии, однако уверены в том, что возврата к жизни «как до выборов», о чем мечтает Александр Лукашенко, уже не будет. «Наоборот, чем шире репрессии, тем больше недовольство режимом, потому что они затрагивают все большее число людей», – считает Александр Класковский. Он считает затухание протеста обманчивым. «Мне нравится сравнение белорусского протеста с пожаром на болоте», – говорит он.

Эксперт называет основные факторы, которые отличают нынешние белорусские протесты от предыдущих. «Во-первых, в отличие от 2006 и 2011 годов сейчас недовольство режимом гораздо глубже пошло в массы. Во-вторых, у режима меньше ресурсов (в те времена Россия гораздо больше помогала и еще не настолько была изношена советская индустриальная база). В-третьих, Лукашенко не только давит санкциями Запад, но и Москва, которая бы хотела проведения конституционной реформы, в результате которой можно было бы отодвинуть белорусского вождя. Сейчас Россия за свою помощь выставляет дискомфортные для Лукашенко условия. И наконец, самое главное – произошли серьезные качественные сдвиги в массовом сознании. Выросло новое поколение, и для них нынешний правитель – это человек из доисторической эпохи. На них не действуют страшилки Лукашенко о голоде и возврате в 90-е, когда, как он говорит, ходили без штанов и в лаптях. Они много ездили по миру и знают, что можно жить совершенно иначе», – резюмирует Класковский.

Констатируя правовой дефолт в Белоруссии и полное попрание закона, Валерий Карбалевич не исключает, что в этой ситуации Александр Лукашенко пойдет на дальнейшее ужесточение репрессий и даже строительство концлагерей в условиях недостатка тюрем. «На наших глазах развивается трагедия белорусского народа – меньшинство, захватившее власть, пытается сделать уголовниками большинство», – говорит он.

Независимая газета. 09.11.2020

Читайте также: