Минск формирует новую внешнюю политику
Антон Ходасевич
Белоруссия будет участвовать в европейской инициативе «Восточное партнерство» только на уровне экспертов. Реакцией на экономические санкции в отношении Белоруссии будут ответные санкции, которые Минск уже готовит. Эксперты утверждают, что хуже от них будет только самой Белоруссии.
О внешней политике Белоруссии в новых условиях шла речь на совещании у Александра Лукашенко во вторник. «После окончания избирательной кампании наша страна, сама того не желая, превратилась в арену противостояния чужих интересов… стала объектом неприкрытой агрессии», – охарактеризовал Лукашенко ситуацию, в которой, по его мнению, сейчас находится Белоруссия. Он полагает, что это противостояние может «превратиться в театр военных действий» и «начнется не наша война». «И там, в этой войне, наших интересов не будет», – считает президент Белоруссии. В связи с внешней агрессией он распорядился «задействовать потенциал международных организаций для защиты своих интересов».
О том, какие ответные шаги собирается принять Белоруссия по окончании совещания, рассказал министр иностранных дел Владимир Макей. «Принято решение о понижении уровня участия Беларуси в этой инициативе («Восточное партнерство». – «НГ») до экспертного», – сообщил он. «Есть попытки политизировать ряд инфраструктурных, межрегиональных проектов в рамках этой инициативы», – пояснил он причину такого решения. Владимир Макей уточнил, что понижение уровня представительства означает, что на мероприятиях «Восточного партнерства» Белоруссию будут представлять не руководители министерств, а их эксперты, а на саммитах – постоянный представитель страны при ЕС. Кроме того, Минск предлагает приостановить работу координационной группы «Беларусь–Евросоюз», «в рамках которой обсуждались различные вопросы нашего взаимодействия», сообщил министр.
Ответом на визовые санкции ЕС будут аналогичные санкции Белоруссии, которая не впустит в свою страну некоторых европейских чиновников. Если же будет реализована угроза о введении экономических санкций в отношении Белоруссии, что сейчас обсуждает ЕС (см. «НГ» от 17 ноября), то в Минске также готовы ответить экономически. «Если кому-то захочется и дальше нагнетать ситуацию (а вы видите, что со стороны тех, кто уехал из Беларуси в Европу, раздаются призывы к введению экономических санкций), то будьте уверены, что эти инициативы в случае их принятия нашими европейскими партнерами не останутся без ответа. Реакция будет действительно адекватной и очень чувствительной для наших европейских партнеров», – предупредил глава внешнеполитического ведомства. По его словам, на совещании у Лукашенко обсуждался «целый ряд мер, которые могут быть предприняты в Беларуси в случае, если наши партнеры примут решение об ужесточении этих санкций – о переходе от персональных санкций к экономическим».
В Минске убеждены, что отношения с ЕС разрушены не по инициативе и не по вине Белоруссии, которая «всегда была настроена, настроена и будет настроена на то, чтобы санкционная риторика уходила из нашей повестки дня». «К сожалению, действия наших партнеров не оставляют нам ничего иного, кроме как адекватно реагировать на эти негативные шаги в отношении Беларуси», – констатировал Владимир Макей.
Заявления официального Минска о внешней угрозе у местной экспертной общественности вызывают уже только иронию. В начале избирательной кампании угроза исходила от России и боевиков готовили под Псковом, была даже задержана в Минске «группа вагнеровцев». Однако эта история не помогла Лукашенко ничем, Европа в нее не поверила и не стала признавать легитимной власть Александра Лукашенко только из-за опасений, что в Белоруссию придут российские боевики. Тогда он достал второй излюбленный козырь – «угрозу со стороны Запада». Пропагандисты активно раскручивали тезис о том, что Польша хочет захватить Гродненскую область, а в Литве уже стоят танки НАТО. Интересно, что на совещании по внешней политике во вторник он уже говорит о том, что Белоруссия стала «ареной противостояния чужих интересов». Вероятно, речь идет о Западе и Востоке, или России и ЕС. Напомним, что эксперты ранее не исключали, что между Москвой и Минском может тоже возникнуть конфликт, поскольку Лукашенко упорно игнорирует связь между конституционной реформой и его последующим уходом из власти, о чем неоднократно намекали в Москве.
«Я думаю, что верхушка белорусского режима просто вынуждена поддерживать всю эту мифологию насчет этого якобы едва ли ни вселенского заговора против Беларуси. Это нужно для того, чтобы избегать признания истинных причин внутриполитического кризиса, которые заключаются в фальсификации выборов, создании обстановки насилия и попрания демократии, что и вызвало взрыв протеста», – прокомментировал «НГ» заявления Лукашенко политический обозреватель Александр Класковский. «Беларусь ничем так не примечательна, здесь нет огромных залежей полезных ископаемых, кроме калийных солей, поэтому предположить, что Европа и Америка хотят захватить Беларусь, чтобы добывать здесь калийную соль, анекдотично», – рассуждает эксперт.
Впрочем, наблюдая в последнее время за кажущимся искренним недоумением представителей власти в связи с массовыми протестами (у нас же так все хорошо, чего вы хотите) и обидой самого Лукашенко (я же для вас все это создал, а вы меня не хотите), эксперты начинают думать, что власть сама поверила в выдуманный ею мир. «Как говорят психологи, люди склонны к рационализации своих действий, даже если совершают дикие поступки, и в политике это тоже работает. Видимо, и Лукашенко, и Макей искренне убеждены, что они преисполнены добрых намерений и хотят только добра народу Белоруссии», – полагает Александр Класковский. Причину эксперт видит в многолетнем отсутствии обратной связи верхушки власти и самого Лукашенко с обществом. «Похоже, что и спецслужбы, и придворные аналитики постоянно кладут на стол Лукашенко всякие аналитические записки, где окружающая действительность трактуется в конспирологических категориях», – предположил эксперт.
Эксперты не видят и рычагов, которыми бы Белоруссия могла экономически нанести ущерб ЕС. «Это Беларусь зависит от Европы, потому что туда идет основной экспорт нефтепродуктов, от которых казна получает доход», – говорит Александр Класковский. «Это скорее Европа может найти другие источники получения этой продукции, и тогда Беларусь окажется в очень уязвимом положении», – полагает он.
Независимая газета. 17.11.2020