Лукашенко развернулся во весь информационный фронт

Антон Ходасевич


Девять белорусских журналистов являются фигурантами уголовных дел. Максимальный срок, который они могут получить, – три года лишения свободы. Давление на журналистов из-за того, что они говорят правду, беспрецедентное, отмечают в Белорусской ассоциации журналистов.

По состоянию на понедельник, 23 ноября, за решеткой остаются 16 журналистов, а всего через репрессии прошли 363 человека. Все они – представители негосударственных массмедиа. Самое популярное преступление белорусского журналиста – участие в массовом несанкционированном мероприятии. Протоколы за нарушение статьи 23.34 Административного кодекса, а затем и 7–15 суток ареста они получают за то, что освещают акции протеста. По требованию властей, журналисты одеты в жилеты с надписью «пресса» и обязаны двигаться на расстоянии не менее 50 м от колонны протестующих. Это делает задачу силовиков по их задержанию чрезвычайно простой.

Суды над журналистами проходят так же, как и над всеми остальными протестующими гражданами. Свидетелями обвинения выступают «неизвестные в балаклавах», которых зовут Ивановы Иваны Ивановичи и Петровы Петры Петровичи. Они утверждают, что журналисты принимали активное участие в акции и выкрикивали лозунги. Ни предоставленное видео, которое показывает, что журналист просто стоит, ни свидетели, подтверждающие это, значения не имеют.

Среди пострадавших журналистов есть и раненные резиновыми пулями. Это журналистка белорусской газеты «Наша нива» Наталья Лубневская, фотограф Ирина Араховская и корреспондент из Нидерландов Эмили ван Оутаран. Имеется видео, доказывающее, что в Наталью Лубневскую спецназовец определенно целится, однако уголовное дело по этому факту возбуждено не было.

Как постоянно подчеркивают правозащитники, в отношении силовиков, применявших насилие, не было возбуждено ни одного уголовного дела. Притом что 450 случаев пыток и насилия уже зафиксированы экспертами ООН еще в начале протестов. Протесты не прекращаются, а с ними и насилие. По мнению аналитиков, при нынешней власти дела по этим фактам возбуждаться не будут. Они полагают, что силовикам дан карт-бланш на любое насилие, и если власть каким-то действием даст понять, что этот договор может быть отменен, то многие перестанут выполнять преступные приказы.

Белорусских журналистов обвиняют не только в участии в массовых несанкционированных акциях, но и в организации массовых беспорядков, а это уже уголовная статья, максимальное наказание по которой составляет три года лишения свободы. По этой статье в настоящий момент проходят шесть белорусских журналистов, сообщает пресс-служба Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ). Так, на прошлой неделе получили по семь суток ареста журналистки Екатерина Андреева и Дарья Чульцова, которые вели репортаж с площади Перемен 15 ноября. Ранее там был избит, а затем скончался от полученных травм 31-летний Роман Бондаренко, а затем там силовики взяли в окружение людей, пришедших почтить его память. Однако по окончании этого срока на свободу они не вышли. Девушки стали фигурантами уголовного дела о массовых беспорядках и останутся в СИЗО.

Затем стало известно, что против Андреевой возбуждено уголовное дело. Предположительно обвиняется и Дарья Чульцова. Но ее адвокат подписал соглашение о неразглашении, и точный процессуальный статус Дарьи пока неизвестен. Журналистки находятся в следственном изоляторе.

Еще четверо журналистов проходят по уголовному делу о массовых беспорядках после освещения акции 1 ноября. Тогда силовики взяли курс на жесткое подавление акций и всех задержанных участников (более 300 человек) решили провести по уголовной статье, в том числе и журналистов. Под раздачу попали фотограф газеты «Новы час» Дмитрий Дмитриев (был избит во время задержания), оператор канала «Белсат» Дмитрий Солтан и журналисты Дмитрий Кравчук и Артем Богославский.

Еще три журналиста рискуют стать уголовниками собственно за публикации. Может быть наказан главный редактор газеты «Наша нива» Егор Мартинович за то, что опубликовал слова диджея Влада Соколовского, утверждавшего, что его в СИЗО бил человек, очень похожий на заместителя министра внутренних дел Александра Барсукова.

Журналистка портала TUT.BY Катерина Борисевич будет отвечать за «разглашение врачебной тайны, повлекшее тяжкие последствия». Ее задержали на прошлой неделе, и сейчас она находится в СИЗО КГБ и останется там как минимум до предъявления обвинения – 29 ноября, а может быть, и дольше. Врачебная тайна, которую разгласила Катерина Борисевич, заключается в том, что в крови избитого «неизвестными в балаклавах» Романа Бондаренко не было алкоголя, в то время как власти и лично Александр Лукашенко утверждали, что молодой человек был сильно пьян и у него была «алкогольная интоксикация». Тяжкие последствия, по версии прокуратуры, выразились в «повышении напряженности в обществе, создании атмосферы недоверия к компетентным государственным органам, побуждении граждан к агрессии и противоправным действиям». «То есть не смерть и не жестокое избиение Романа Бондаренко вызвали напряжение в обществе, не отсутствие задержанных за это избиение, не насилие, которое мы наблюдаем в стране в течение уже нескольких месяцев, а публикация документа о том, что у погибшего в крови не было алкоголя», – прокомментировала обвинение главный редактор портала TUT.BY Марина Золотова.

Кстати, в СИЗО КГБ находится и врач, который поделился со СМИ информацией, опровергающей версию пьяной драки во дворе. Позже мать погибшего сама предоставила журналистам документ об отсутствии алкоголя в крови у сына и сказала, что никаких претензий ни к врачу, ни к журналистам не имеет, однако для белорусского «правосудия» это не имеет никакого значения.

«Это беспрецедентный масштаб давления на журналистов», – констатируют в БАЖ. «Мы считаем преследование журналистов циничной местью властей за неудобную правду, которую мы доносим до жителей страны», – утверждает Марина Золотова. «Мы требуем прекратить преследование белорусских журналистов, которые освещают акции протеста: они оказались за решеткой за то, что выполняли свою работу», – призывает главный редактор портала.

БАЖ в своих заявлениях по поводу давления на СМИ напоминает, что свобода выражения мнения и право на распространение информации гарантированы Конституцией Республики Беларусь и международно-правовыми обязательствами государства, а воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста и преследование за критику уголовно наказуемы.

Тем временем в понедельник силовики перешли в наступление на последнюю категорию протестующих граждан, которую щадили ранее, – пенсионеров. Традиционный понедельничный «Марш мудрости» приехали разгонять десятки автобусов с силовиками. А Александр Лукашенко обсудил на встрече с министром обороны Виктором Хрениным противодействие деструктивным силам, пытающимся «раскачать страну».

Независимая газета. 23.11.2020

Читайте также: