Байдену предлагают вывести из строя российские банки

Игорь Субботин


Формирующейся администрации Джозефа Байдена предложили расширить нацеленный на Россию санкционный инструментарий, распространив ограничительные меры на банковский и финансовый секторы. Соответствующие инициативы содержатся в докладе вашингтонского аналитического центра «Атлантический совет». Его автор – влиятельный дипломат, бывший координатор санкционной политики Госдепартамента Дэниел Фрид – рассказал «НГ», может ли Байден вслед за Евросоюзом инициировать давление на Кремль в связи с отравлением Алексея Навального, и назвал условия, при которых российские банки и финансовые учреждения действительно рискуют попасть под удар.

Доклад «Атлантического совета» взвешивает нынешний санкционный механизм США и перечисляет «варианты эскалации» в отношении ряда стран. Раздел, который касается России, включает в себя опции против нового суверенного долга или против нескольких госбанков и финансовых учреждений. Исследование, как и многие другие инициативы, предлагает «раскрыть наиболее коррумпированные финансовые досье», якобы связанные с российским президентом и его предполагаемым окружением. Фрид также рекомендует «разработать чрезвычайные санкции против российских объектов» в том случае, если Россия злоупотребит ситуацией вокруг «Северного потока–2», сократив поставки газа в одну из стран ЕС, или пересмотрит газовое соглашение с Украиной.

Автор исследования подчеркивает, что следующая администрация президента США должна разработать четкие подходы в рамках своей «российской» стратегии и обозначить «пороги неприемлемого поведения России», которые должны быть согласованы с союзниками. Усилить санкционное давление Вашингтон должен «в случае увеличения агрессии Кремля, например, против Украины или Белоруссии или в случае новой волны покушений», отмечает Фрид.

«Санкции могут обеспечивать эту политику, – говорится в докладе. – США и их союзники также должны быть готовы к снятию рестрикций, если поведение России станет более ответственным, например, в отношении американских выборов или в том случае, если будет заключена сделка, которая восстановит украинский суверенитет над оккупированными частями востока Украины». Как отмечается в исследовании, следующая администрация должна тесно работать с Конгрессом, чтобы установить критерии отмены санкций и соблюсти их, если потребуют обстоятельства. «Крымский полуостров скорее всего останется в руках России в течение более длительного периода, и санкции по Крыму должны сохраниться», – предполагает Фрид.

Отдельно автор доклада рассматривает поддержку Германией проекта «Северный поток–2», которая, по этим оценкам, представляет собой неправильный политический сигнал со стороны германских властей. Тем более что, как утверждает Фрид, многие в ФРГ призвали покончить с проектом после отравления Навального. Однако односторонние санкции США против Германии и других субъектов – это слишком дорогостоящий инструмент: вероятность нанесения ущерба отношениям с Германией слишком высока, говорится в докладе.

Подход администрации Дональда Трампа, который заключался в стремлении в одностороннем порядке «наказать» Берлин, выглядит как борьба ради борьбы и не решает проблему, уверен дипломат.

Комментируя «НГ» готовность Байдена и его окружения начать президентский срок с санкций, Фрид заметил: «Прогнозы опрометчивы, однако администрация Байдена вряд ли будет торопиться с введением новых массовых санкций». По его словам, она может последовать за Евросоюзом и применить пакет мер в ответ на ситуацию с Навальным и, возможно, в связи с обстановкой в Белоруссии. «От степени российского вмешательства в выборы в США зависит, будет ли команда Байдена двигаться в этой сфере, – говорит Фрид. – Несмотря на то что, по первому впечатлению, вмешательство России было не таким значительным, как в 2016 году, это впечатление может оказаться ошибочным, может появиться дополнительная информация».

Значительное раскручивание санкционного механизма возможно в отдельных случаях, считает бывший дипломат. Так, существенное усиление санкций, например, в финансовом секторе возможно в ответ на «дополнительную российскую агрессию», будь то Украина, Белоруссия, США или государства Евросоюза и НАТО, или в ответ на нарушения прав человека. К этому относятся покушения на критиков российского руководства, подчеркивает Фрид. «Санкции – это не политика. Они являются политическим инструментом, и администрация Байдена будет разрабатывать политику в отношении России и применять к ней санкции, а не спешить с санкциями, а потом пытаться найти политическое обоснование», – заключает дипломат.

Коллега Фрида, старший научный сотрудник «Атлантического совета» Андерс Аслунд, который был в числе экспертов, предложивших несколько лет назад Белому дому свои критерии санкционного давления, пояснил «НГ», что Байден имеет большой опыт применения санкций с 2014 года: на тот момент он курировал вопросы, связанные с Украиной. «Администрация Байдена будет лучше координировать санкционную политику как со своими союзниками, прежде всего в рамках ЕС, так и внутри правительства, – отмечает Аслунд. – Управление по санкциям в Госдепартаменте будет восстановлено и вернет себе ведущую роль в этом вопросе, забрав ее у Минфина, что сделает санкции более приспособленными к внешней политике и более прогнозируемыми».

По словам эксперта, при Байдене будет упорядочена вся система санкций. «Администрация еще раз четко увяжет конкретные санкции с конкретными проблемами, чтобы у российских властей был стимул прекратить определенные действия и появилось понимание, что западные санкции могут прекратиться, – считает Аслунд. – Режим ограничительных мер будет постепенно ужесточаться, если российское правительство не предпримет корректирующих действий». По его словам, инициатива в вопросе применения санкций против России теперь перейдет от Конгресса к администрации, потому что обе партии на Капитолийском холме будут больше доверять администрации Байдена в этом вопросе, чего не было в случае с Трампом.

Аслунд отмечает: жесткие ограничительные меры в отношении «Северного потока–2» будут приняты в рамках оборонного законопроекта в первой половине декабря. Если этого не произойдет, то неясно, как поступит с такими санкциями Байден. Его команда более неохотно, чем администрация Трампа, будет налагать вторичные рестрикции на союзников, считает эксперт.

Независимая газета. 19.11.2020

Читайте также: