В Украине будут наказывать за отрицание агрессии России

Татьяна Ивженко


Киев занимает все более жесткую позицию в отношениях с Москвой. Леонид Кравчук, возглавляющий украинскую делегацию на Минских переговорах по урегулированию конфликта в Донбассе, обращаясь к уполномоченному представителю РФ Борису Грызлову во время заседания трехсторонней контактной группы, заявил: «Не выдвигайте нам ультиматумов. Мы не в СССР и не под Кремлем». А в Верховной раде готовятся принять закон об ответственности за отрицание «факта вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины».

Депутаты, в частности, предлагают запретить всем украинским политикам и чиновникам участие в мероприятиях на территории РФ и на территориях, которые Украина признала «временно оккупированными». Запрещено также «устанавливать связи и взаимодействовать с органами власти государства-агрессора и временными оккупационными администрациями». Исключения предусмотрены только для случаев, относительно которых Верховная рада даст специальное разрешение. То есть, если законопроект будет принят, представители партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» не смогут более ездить на переговоры в Москву. А любой политик или чиновник, который предложит вступить в переговоры с руководством ДНР/ЛНР, будет считаться преступником.

«Эти запреты имеют целью дезавуировать влияние информационных агентов РФ на Украину», – сказано в пояснительных документах к законопроекту. По мнению авторов законопроекта, влияние направлено на «признание в дальнейшем законности оккупации Российской Федерацией части территории Украины, что в итоге приведет к уничтожению Украины как государства». Сейчас законопроект рассматривается в парламентских комитетах, он пока не внесен в повестку дня.

Управляющий партнер адвокатского объединения «Могильницкий и партнеры» Максим Могильницкий, которого цитирует издание «Страна», отметил, что список запретов касается «должностных лиц государственной власти и органов местного самоуправления, а также национальных публичных деятелей. Речь идет как о бывших, так и о действующих топ-чиновниках, судьях, народных депутатах, руководителях государственных предприятий и политических партий». Но в законопроекте нет нормы об ответственности за нарушение его норм: «Выходит, что запрет есть, а ответственности нет. Зачем же тогда огород городить? Во-первых, это прекрасная возможность лишний раз пощекотать брюшко «патриотам»… Во-вторых, чиновники этот запрет и без ответственности станут блюсти. Ведь лучше сидеть и помалкивать на рабочем месте, чем откровенничать на бирже труда. В-третьих, уже очень скоро может появиться крохотный законопроект с неприметным названием, который введет уголовную ответственность за нарушение перечисленных запретов. А может, и распространит их действие на всех граждан без исключения».

Первый законопроект из этой серии был зарегистрирован в марте 2015 года. Он предполагал дополнить Уголовный кодекс (УК) статьей о наказании за публичное отрицание «факта российской агрессии». Рядовым нарушителям грозило бы 3–5 лет тюремного срока, а представителям органов власти за такое же нарушение – 5–10 лет лишения свободы. Как известно, в начале 2015 года Верховная рада приняла постановление, которым признала Россию «государством-агрессором». Однако военное положение в связи с этим не было введено. А в феврале 2015 года забрезжила надежда на скорое мирное урегулирование: был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2). Законопроект отложили.

В течение 2016 года Минск-2 так и не был выполнен. А в начале 2017-го Верховная рада включила в повестку дня новый законопроект о дополнении УК статьей под названием «Публичное отрицание факта военной агрессии РФ против Украины». Предполагалась ответственность как за публичные заявления о законности российского статуса Крыма и о том, что война в Донбассе – это внутренний украинский конфликт, так и за распространение материалов подобного содержания. Авторы предлагали наказывать нарушителей штрафами либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Но претензии к законопроекту высказали юристы Верховной рады. В заключении, которое в тот период было обнародовано украинскими СМИ, говорилось, что наказывать можно за военные преступления, а не за заявления, которые «являются формой реализации конституционного права человека на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений». Высказывания в отличие от военных преступлений «сами по себе не представляют общественной опасности, необходимой и достаточной для признания их преступлением», говорилось в выводах юристов. Кроме того, внимание депутатов обратили также на то, что лица, которые могли бы быть привлечены к ответственности согласно нормам законопроекта, это не те, кто «сознательно ведет антиукраинскую пропаганду и распространяет дезинформацию ради нанесения вреда Украине…», а те, «кто стал жертвой такой пропаганды».

Масла в огонь споров подлила оппозиция. В сентябре 2018 года депутат от «Оппозиционного блока» Нестор Шуфрич в эфире телеканала NewsOne сделал провокационное по украинским меркам заявление о том, что война в Донбассе – это не конфликт с Россией: «Это война между украинцами… Мы все время слышим о присутствии российских военных. Но там (в Донбассе. – «НГ») постоянно работает мониторинговая группа ОБСЕ, специальный комиссар ООН – и никто из них не зафиксировал присутствие российских войск в Донбассе». После этого в Украине заговорили о «пятой колонне», на телеканалах начались проверки.

Заявление Шуфрича прямо противоречило принятому в январе 2018 года украинскому закону «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях» (известному как «закон о деоккупации»). В нем прямо сказано, что Россия в Крыму и в Донбассе осуществляет «вооруженную агрессию против Украины», что местные власти в Крыму, ДНР, ЛНР являются с точки зрения Украины «временными оккупационными администрациями», что часть территории Украины «оккупирована». Но в этом законе нет нормы о наказании за отрицание его положений. После скандала депутаты прошлого созыва Верховной рады зарегистрировали еще один законопроект, в котором предлагалось наказывать значительными штрафами телеканалы, транслирующие заявления, которые противоречат официальной позиции.

Эксперты, анализируя ситуацию, указали, что позиция государства Украина не вполне логична. Старший научный сотрудник Института государства и права им. Корецкого НАН Украины Николай Сирый сказал «Радио Свобода», что инструменты информационной защиты государства необходимы, но вопрос – какие: «Не только в случае агрессии, но даже в случае угрозы агрессии руководитель государства может ввести военное положение. Это, подчеркиваю, вовсе не означает начала «горячей войны», а на самом деле означает переведение юридической системы государства в иной правовой режим, это касается системы обязанностей и требований к гражданам и к государственным учреждениям». В Украине военное положение так и не было введено. «Имеем ситуацию, когда наказать за факт отрицания войны с Россией нельзя, потому что само государство Украина четко не признало этот факт», – сказал он.

Хотя ситуация не изменилась, группа депутатов от нынешней партии власти «Слуга народа» зарегистрировала свой законопроект на ту же тему. Он касается не всех граждан Украины, а только чиновников всех уровней и политиков. Им предлагается запретить высказывания, которые отрицают «вооруженную агрессию РФ против Украины и временную оккупацию Россией части территории Украины». Кроме того, под запрет должны попасть высказывания, отрицающие «три акта геноцида на территории Украины в течение ХХ века: Голодомор 1932–1933 гг., Холокост и депортация из Крыма крымских татар в 1944 г.». Отдельно предлагается ввести ответственность за «осуждение действий Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии, Службы безопасности Украины, Госпогранслужбы, направленных на восстановление территориальной целостности Украины».

Независимая газета. 01.10.2020

Читайте также: