Укороченный балканский тур министра Лаврова

Олег Бондаренко, политолог, основатель проекта Балканист.ру


Во вторник начинается первое за долгое время балканское турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова, которое затронет Сербию, а также Боснию и Герцеговину (БиГ). Изначально оно предполагалось более всеохватывающим.

Еще с начала текущего года, после неожиданной смены главы Хорватии, планировался визит Лаврова в Загреб с целью знакомства с новым президентом, социал-демократом Зораном Милановичем, сменившим колоритную Колинду Грабар-Китарович. Но незадолго до визита свеженазначенный посол РФ в Хорватии Андрей Нестеренко почему-то решил возложить цветы от имени посольства к могиле основателя современной хорватской государственности Франьо Туджмана, проводившего политику геноцида и насильственного выселения сербов в 1990-х. Разумеется, это вызвало скандал в Белграде, откуда стали спрашивать Москву, означает ли это, что Россия поддерживает методы Туджмана в отношении сербов.

На этом фоне российский МИД очевидно решил, что важнее развивать добрые отношения с Сербией – единственной, кроме Боснии и Герцеговины (из-за позиции Республики Сербской), страной в Европе, которая не ввела санкций против РФ и активно выступает за сохранение военного нейтралитета. И визит в Хорватию был отменен.

Подобные «ляпы» на балканском направлении случаются уже не впервые. Можно вспомнить недавнее высказывание официального представителя МИДа Марии Захаровой с некорректным советом сербскому президенту после его встречи в Белом доме с Дональдом Трампом. Тогда за это перед Александаром Вучичем пришлось извиняться не только министру Сергею Лаврову, но даже президенту Владимиру Путину (что случается исключительно редко).

Такие турне устраивают обычно, когда хотят прояснить мнения коллег по тому или иному поводу либо что-то интересное предложить. Но безынициативность российской внешней политики на Балканах, похоже, стала уже практически каноном, следовательно, визит будет посвящен уточнению позиций. А уточнять есть что.

Последний визит Лаврова в Белград состоялся совсем недавно – 18 июня, но на Балканах ничего не стоит на месте.                4 сентября в Вашингтоне прошла встреча президента США с президентом Сербии, на которой было заключено соглашение о перспективах нормализации отношений Белграда с Косово. Аналогичное соглашение было подписано Трампом с «премьер-министром» Косово Авдуллахом Хоти.

Несмотря на известный символизм и внимание СМИ к подписанию двух договоров о намерениях, ничего принципиально нового для взаимоотношений Белграда и Приштины в них не сказано. Скорее документы больше касались возможностей признания Иерусалима новой столицей Израиля вопреки позиции международного сообщества, что, безусловно, значительно большая проблема для исламского Косово, чем для православной Сербии. Как заявил представитель Лиги арабских государств, в случае признания со стороны Косово Иерусалима столицей Израиля 57 стран – членов Лиги могут отозвать уже у Косово свое признание.

Официальная позиция Москвы по Косово базируется на незыблемости резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, в которой утверждается, что Косово – неотъемлемая часть Сербии в составе Союзной Республики Югославия. Но по факту это давно не так – еще 17 февраля 2008 года Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость, которую на сегодняшний день признает чуть менее половины всех государств – членов ООН. А Югославия закончила свое существование еще в 2006 году.

Однако это не снимает с повестки дня необходимости в обозримой перспективе урегулирования взаимоотношений Белграда со своей бывшей южной автономией ради перспектив процветания и развития. В 2018–2019 годах активно обсуждался сценарий разграничения Косово, при котором под контроль Белграда возвращались три сербонаселенных района севера Косово (Лепосавич, Звечан и Зубин Поток). Взамен Приштине предлагалось взять управление над двумя албанонаселенными районами юга Сербии (Прешево и Буяновац). Но Германия из-за декларируемого нежелания «менять административные границы в Европе» выступила категорически против. А никакой политической замены так и не появилось.

В этой связи предложенный американцами план урегулирования через экономику в случае его реализации мог бы быть полезен для региона, остро нуждающегося в крупных инвестициях. Анонсированные спецпредставителем США Ричардом Гренеллом 13 млрд долл. вложений в течение ближайших нескольких лет могут существенно поддержать экономику Сербии.

А что же Россия? Кроме реализуемых инвестиционных проектов в железнодорожную и энергетическую отрасли Сербии, Москва ничего не предлагает Белграду. Хотя запрос на Россию в Сербии до сих пор бьет все мыслимые рекорды – прежде всего в области информации. Неоднократно обсуждавшаяся в российских верхах идея создания русского телеканала для сербов так и не нашла спонсора. В то время как американцы для своего детища № 1 (единственный партнер CNN на Балканах) смогли на непродолжительное время завладеть даже «первой кнопкой» сербского телевидения, запрос на «российский ответ» в медиапространстве Сербии так и остается подвисшим. И восприятие РФ в сербских СМИ, многие из которых подконтрольны немецким и британским медиакорпорациям, могло бы быть еще хуже, если бы не жесткая позиция Вучича в этом вопросе.

После прошедших 21 июня парламентских выборов, на которых сокрушительную победу одержала правящая Сербская прогрессивная партия вместе с партнерами (первый раз за всю новейшую историю Сербии в парламент не прошла ни одна оппозиционная партия в силу бойкота выборов, объявленного частью оппозиции), Вучич объявил о сохранении парламентской коалиции с Социалистической партией и включении в нее партии СПАС. По количеству мандатов прогрессисты могли бы и сами сформировать правительство, но решили разделить ответственность с другими партиями. В результате объявлено, что пост премьер-министра сохранит Ана Брнабич, а председателем парламента станет глава социалистов и экс-министр иностранных дел Ивица Дачич, что можно расценивать как повышение.

В Сараево Лавров встретится с сербским членом президиума БиГ Милорадом Додиком и, как заявил последний, намерен посетить формальную столицу Республики Сербской – Восточное Сараево, что, по словам Додика, «важнее, чем само прибытие Лаврова в Сараево».

Балканы не дают успокоиться, и для того, чтобы быть в регионе эффективными, нужна инициативность, решительность и готовность к переменам.

Независимая газета. 26.10.2020

Читайте также: