ШОС во внешнеполитической стратегии России
Юрий Кулинцев, научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС, ИДВ РАН, эксперт РСМД
Практически с момента учреждения в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была призвана стать одним из механизмов взаимодействия Москвы со странами Азии и Востока. Уже начиная с середины 2000-х гг. ШОС превратилась в один из важнейших инструментов реализации «восточных» интересов России.
«Поворот на Восток», о котором стали активно говорить после 2014 г., но который на самом деле являлся стратегическим выбором России, сделанным еще до введения экономических санкций западных стран, стал возможен в немалой степени за счет реализации потенциала ШОС.
Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.
Динамику внешнеполитического курса России, и, прежде всего, тех его направлений, которые обусловили усиление ее «азиатского» вектора, можно проследить в различных редакциях Концепции внешней политики РФ. За период существования ШОС в России было утверждено четыре Концепции внешней политики в 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.
Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В.Путина и Д.Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.
Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.
Приведенная ниже Таблица 1 демонстрирует динамику увеличения количества разделов, усложнения и расширения контента, касающегося деятельности ШОС, в каждой из принятых Стратегий национальной безопасности РФ, начиная с 2000 г.
Таблица 1. Тематика разделов и количество упоминаний ШОС в Концепции внешней политики России 2000, 2008, 2013, 2016 гг.
Рассчитано автором по данным официального сайта ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/documents/
Внимание, которое уделяется ШОС в доктринальных документах, а именно в Концепции внешней политики РФ, демонстрирует, что Организация является активным звеном усложняющейся структуры международных отношений, где центр мирового развития смещается в сторону Тихоокеанского региона. В глобальной конкуренции на международной арене ШОС отводится роль платформы для отстаивания и защиты ценностных ориентиров России, препятствующей навязыванию чужих взглядов. Кроме того, ШОС участвует в формировании ключевых принципов организации будущей мировой системы, что является главной тенденцией современного этапа мирового развития.
Анализ географии зарубежных поездок президента РФ также позволяет выявить значение, которое уделяется ШОС в реализации внешней политики России.
На Графике 1 представлена доля визитов президента России в страны ШОС и в страны Востока от общего количества зарубежных поездок в период с 2001 по 2019 гг., то есть начиная со времени создания ШОС. Всего проанализировано 418 зарубежных визитов В.Путина и Д.Медведева, совершенных ими в качестве президента РФ, при этом рассматривались официальные визиты, рабочие поездки, частные визиты, а также поездки для участия в саммитах и форумах.
График 1. Доля от общего числа зарубежных визитов президента РФ.
Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России. URL: http://www.kremlin.ru
Из Графика 1 видно, что с течением времени страны Востока занимают все большую долю среди зарубежных визитов президента РФ. Пик активности приходится на 2012 г., года почти 70% зарубежных визитов В.Путина и Д.Медведева были совершены в страны Востока. Ту же самую тенденцию мы наблюдаем и при анализе зарубежных поездок в страны ШОС, что говорит об увеличивающейся значимости Организации во внешней политике России.
На Графике 2 показано общее количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока в каждый из рассматриваемых годов.
График 2. Количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока.
Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России. URL: http://www.kremlin.ru
Абсолютные цифры зарубежных визитов также подтверждают выявленную ранее тенденцию о «развороте» России в сторону Востока и о растущей роли ШОС. График 2 демонстрирует, что выявленная тенденция начала формироваться за несколько лет до введения санкций Западом, а именно во второй половине 2000-х гг.
В ходе визитов в страны — участницы ШОС тематика двусторонних переговоров неизменно касается обсуждения насущных проблем Организации. Роль ШОС в данном случае заключается в предоставление возможности для формирования международной повестки, для транслирования внешнеполитических установок России до стран региона и мира.
Значимость ШОС для развития российско-китайских отношений неоднократно подчеркивалась политическим руководством России. В совместной декларации России и Китая от 2004 г. сказано, что «стимулирование развития Шанхайской организации сотрудничества является приоритетным направлением внешних политик Китая и России. Стороны рассматривают ШОС в качестве важнейшего инструмента утверждения на евразийском континенте, прежде всего в Центральной Азии, мира, безопасности и сотрудничества — основных факторов будущего строительства многополярного миропорядка, основанного на международном праве».
В 2016 г. потенциал ШОС оказался востребован в рамках нового интеграционного проекта — Большого евразийского партнерства (БЕП), идея которого была озвучена международному сообществу в рамках Петербургского международного экономического форума. В.Путин предложил создать Большое евразийское партнерство с участием государств — членов ШОС, ЕАЭС, включая Китай, Индию, Пакистан, Иран, страны СНГ и ряд других государств. Работу указанного партнерства предлагается нацелить на выстраивание нового формата международного сотрудничества в Евразии с поддержкой идеи сопряжения евразийской интеграции и китайской Инициативы пояса и пути (ИПП).
В рамках ШОС начал формироваться новый вектор развития, в котором теперь уже восьмерке стран предстоит выступать в качестве одной из структурообразующих основ и ключевого элемента нового миропорядка в Евразии. В предлагаемом Россией сценарии создания новой интеграционной структуры в Евразии выделяется и новая функция ШОС, а именно — ей предлагается выступить в качестве связующего фактора между ИПП и ЕАЭС. В данном случае Москва преследует свои геополитические цели, стараясь выровнять асимметрию экономических возможностей Москвы и Пекина в странах Центральной Азии, а также сохранить регион ЦА как сферу традиционного влияния России, не нанеся при этом ущерба процессам евразийской интеграции.
В настоящий момент одним из главных вызовов для ШОС является формирование новых направлений развития в условиях сложной внешнеполитической обстановки. После расширения состава участников совокупная мощь и влияние Организации значительно увеличились, что позволяет ставить перед ней более амбициозные цели и задачи. Заявленные приоритеты российской стороны, к которой перешло председательство в ШОС в 2019–2020 гг., полностью отвечают этим планам.
Одной из ключевых задач для Москвы станет обеспечение преемственности в работе Организации. Усилия председательствующей стороны будет сосредоточены, во-первых, на укреплении позиции ШОС в сфере поддержания безопасности и стабильности. Это традиционное для Организации направление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС по противодействию «трем силам зла» и наркотрафику. Кроме того, будет продолжена работа по разрешению кризисных ситуаций и мирному урегулированию конфликтов вблизи внешних границ стран ШОС в контексте проблем в Сирии и Афганистане, а также положения дел вокруг иранской ядерной программы.
Во-вторых, большие возможности Москва видит в расширении экономического сотрудничества, прежде всего в транспортно-логистической, инфраструктурной, научно-технологической, инновационной сферах. Ожидается, что особый акцент будет сделан на укреплении межрегионального взаимодействия в рамках ШОС. Среди запланированных мероприятий уже анонсировано проведение в России первого Форума глав регионов государств — членов ШОС.
Будет продолжено развитие культурно-гуманитарных связей, продвижение общих нравственных и этических ценностей, наращивание взаимодействия в сферах образования, здравоохранения, экологии, культуры, туризма и молодежных контактов. Запланировано проведение серии масштабных мероприятий, посвященных 75-летию Победы во Второй мировой войне.
В-третьих, в планы российской стороны входит консолидация государств — членов ШОС и углубление внешнеполитической координации в целях согласования общих позиций по актуальным международным и региональным вопросам, выработки совместных инициатив. Ожидается, что страны усилят координацию позиций в рамках ООН, а также нарастят практическое сотрудничество с АСЕАН, ОДКБ, СНГ, ОЭС, ЕАЭС, в том числе в целях обмена опытом и выдвижения совместных проектов и инициатив.
Вместе с тем в число приоритетов Москвы в рамках председательства в ШОС входят и новые векторы развития Организации. Во-первых, это содействие синергии потенциалов национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов. В данном случае целью является утверждение ШОС в качестве одной из опор формирования в Евразии пространства широкого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в интересах обеспечения надежной безопасности и устойчивого развития в рамках идеи Большого евразийского партнерства. Во-вторых, Москва планирует запустить межпарламентское сотрудничество в ШОС, создав механизм взаимодействия законодательных органов государств-членов, что также позволит ускорить практическую реализацию евразийских интеграционных инициатив.
В связи с распространением в мире эпидемии коронавирусной инфекции уже в первом квартале 2020 г. Шанхайская организация сотрудничества стала изучать предложения по быстрому реагированию на вспышки инфекционных заболеваний. В частности, Секретариат ШОС направил на рассмотрение профильных ведомств стран-участниц ряд предложений, которые включают разработку многостороннего механизма оперативного информирования в случае возникновения очага инфекционного заболевания, имеющего потенциал для широкого распространения.
При этом еще в 2018 г. Организация выражала глубокую обеспокоенность потенциальными рисками возникновения эпидемий инфекционных болезней, включая грипп, тяжелый острый респираторный синдром и другие особо опасные инфекции. Тогда же главы государств — членов ШОС на саммите в китайском Циндао приняли Заявление о совместном противостоянии угрозам эпидемий на пространстве организации и указали на вытекающую из этого необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения для поддержания устойчивого развития и благосостояния стран региона.
Указанное направление также становится одним из новых векторов развития Организации. Внутри ШОС развиваются тесные контакты стран друг с другом на уровне руководителей министерств и ведомств, отвечающих за здравоохранение и эпидемиологическую ситуацию. Уже принят ряд документов, созданы рабочие механизмы, обеспечивающие сотрудничество между профильными организациями стран ШОС в сфере здравоохранения — проводятся совещании министров здравоохранения и совещания глав служб государств — членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Несмотря на то, что в условиях эпидемии ряд мероприятий ШОС был отложен, существующие механизмы сотрудничества позволили продолжать проведение заседаний в формате видеоконференции. Новые векторы развития ШОС демонстрируют, что Организация способна быстро адаптироваться к новым условиям меняющегося мира, ее участие в новых форматах взаимодействия является востребованным среди стран евразийского континента.
В качестве заключения необходимо отметить, что посредством участия России в работе ШОС осуществляется продвижение и защита ее интересов на Востоке и в регионе Центральной Азии. ШОС позволяет укрепить территориальную целостность, а также развивать отсталые и нестабильные районы, играя роль стабилизирующего фактора на пространстве Евразии и выступая в качестве буфера для угроз из Южной Азии и из стран Ближнего Востока.
РСМД. 02.10.2020