Погребинский: Украина вслед за ЕС играет на отставку Лукашенко
13 октября министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба объявил, что Украина присоединится к первой волне санкций ЕС против Беларуси. Он не исключил и расширения ограничений, если подобное решение будет принято Брюсселем, который готовит второй санкционный список, включающий президента Беларуси Александра Лукашенко. Еще одним демонстративным шагом стал указ президента Зеленского по привлечению белорусских IT-специалистов, вызвавший возмущение Минска. Как подобные действия Украины повлияет на ее отношения с Беларусью, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
– Михаил Борисович, 13 октября министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Украина присоединится к санкциям ЕС против Беларуси. Почему в Киеве приняли такое решение, и к каким последствиям это приведет?
– Это естественное намерение, поскольку и по другим вопросам международного характера Украина старается следовать в фарватере решений Европейского союза. Это не касается внутренней политики, свободы слова, преследования оппозиции, так как украинские власти считают, что это их внутреннее дело (убийства журналистов и так далее). На внешнем контуре им надо следовать решениям Европейского союза, так что это намерение будет реализовано, просто пока я не видел такого заявления, и поэтому о последствиях говорить пока рано.
С украинским отношением к ситуации в Беларуси все понятно. Они ждут, когда снимут Лукашенко, так же, как и европейцы. Но европейцы делают такие заявления, которые в принципе не исключают работу с Лукашенко и его командой.
Насколько я понимаю, Франция и Италия пока не отозвали своих послов из Минска. Поэтому там вопрос открытый, и санкции пока не очень серьезные. Делается это исключительно для того, чтобы удержать Лукашенко, который уже продемонстрировал, что может работать в режиме «и нашим, и вашим», и чтобы он не был вынужден работать только с Россией. На этой же стороне с Европой будет и Украина.
– Ранее Кулеба заявлял о готовности Киева стать посредником в урегулировании политического кризиса в Беларуси. Насколько это реалистично?
– Я не помню, чтобы такое говорили, и, конечно, это несерьезно. Какая разница, Украина или Германия? Они все занимают позицию против белорусской власти. Конечно, таких посредников не бывает: функция посредника – не занимать позицию ни той, ни другой стороны. Поэтому это абсолютно нереально и, конечно, Лукашенко на это не пойдет.
– Если Украина все-таки присоединится к санкциям ЕС, как они могут повлиять на политическую ситуацию в Беларуси?
– Поскольку санкции пока не очень серьезные (например, нет серьезных экономических санкций), то особенно ничего не поменяется.
Возможны просто симметричные санкции против украинских политических и государственных структур, но прекращение экономического сотрудничества – вряд ли. Это еще не те санкции.
И вообще, белорусам там «не до жиру, быть бы живу». Они продают огромное количество горючки Украине, и отказаться от этого – не в интересах Беларуси, как и не в интересах Украины. Поэтому я думаю, что пока дело до этого не доходит.
– На ноябрь запланирован запуск Белорусской АЭС, которая будет ориентирована не только на внутренний рынок, но и на экспорт электроэнергии. Выгодно ли Украине наладить поставки электроэнергии из Беларуси, и что этому может помешать?
– Я думаю, что нет. Украина не заинтересована в поставках электроэнергии (разве что для перепродажи). У нас в принципе хватает мощности для того, чтобы обеспечить Украину электроэнергией собственными силами. Наоборот, по каким-то непонятным причинам у нас закрывают отдельные блоки атомных электростанций, уменьшают производство. Поэтому я не думаю, что нам выгодно.
– 2 октября президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о мерах по привлечению предпринимателей и высококвалицированных специалистов – граждан Беларуси. В ответ белорусские власти заявили о том, что данный указ подрывает доверие в отношениях двух стран. Чем это объясняется?
– Это стиль белорусского руководства, стиль Лукашенко, который считает, что это – хамство. Правильно считает, потому что никто не обязывал издавать специальный указ, вполне достаточно было бы правительственной инструкции. В итоге указ этот издан для того, чтобы показать, что мы на стороне Европы и на стороне оппозиции. Мы знаем, что Лукашенко вызвал украинского посла и сделал ему выговор.
Беседовала Мария Мамзелькина
Евразия.Эксперт. 18.10.2020