Переговорно-карабахский конфликт

Марина Коваленко


Армения и Азербайджан в пятницу предприняли очередную попытку сделать первый реальный шаг на пути к деэскалации в Нагорном Карабахе — в Женеве главы МИДов двух стран Зограб Мнацаканян и Джейхун Байрамов встретились с представителями Минской группы ОБСЕ (РФ, Франция и США). Однако позиции сторон остаются диаметрально противоположными. Например, Ереван все более активно настаивает на вводе в зону конфликта российских миротворцев. Но такой вариант категорически не устраивает Баку, на что в пятницу обратили внимание и в Кремле. Свой план мирного урегулирования тем временем предложили в Иране, безопасности которого региональный конфликт угрожает все больше.

Как заявили в ОБСЕ, Азербайджан и Армения в пятницу предприняли очередную попытку «обсудить, договориться и начать реализацию в соответствии с будущим графиком всех шагов, необходимых для достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта». Собравшись в Женеве, представители стран—сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху (РФ, Франции и США) поочередно встретились с главами армянского и азербайджанского МИДов Зограбом Мнацаканяном и Джейхуном Байрамовым. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Армении Анна Нагдалян сообщила в Facebook также о встрече господ Мнацаканяна и Байрамова при посредничестве сопредседателей группы.

Переговоры в Женеве стали новой попыткой добиться прекращения огня. Предыдущая попытка по итогам встречи двух министров с госсекретарем США Майком Помпео 23 октября в Вашингтоне провалилась. Не достигли целей и переговоры в Москве. Напомним, что 10 октября в российской столице встреча прошла в трехстороннем формате — с участием главы МИД РФ Сергея Лаврова. А 20–21 октября господин Лавров еще раз, но теперь по отдельности, встретился со своими коллегами из Армении и Азербайджана.

В Армении продолжают продвигать в качестве оптимального решения идею с вводом в зону конфликта российских миротворцев.

По словам премьер-министра Никола Пашиняна, такой вариант оптимален, но «размещение миротворческих сил из России в зоне столкновений должно быть одобрено всеми сторонами конфликта». Об этом господин Пашинян заявил в интервью британской газете The Daily Telegraph, опубликованном в пятницу.

Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в пятницу также подчеркнул, что «любые миротворцы вводятся в зону конфликта исключительно с согласия обеих сторон». Чуть более реальным является ввод в регион военных наблюдателей — то есть миротворцев, не предпринимающих иных действий, кроме подготовки отчетов о действиях и событиях, свидетелями которых они являются. «Сейчас даже не миротворцы, военные наблюдатели — их было бы достаточно. Мы считаем, что это было бы абсолютно правильно, если бы это были наши военные наблюдатели, но окончательное слово должно быть за сторонами (Баку и Ереваном.— “Ъ”)»,— отметил Сергей Лавров 14 октября в интервью трем российским радиостанциям.

Теоретически возможным остается введение в зону конфликта миротворцев Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, численность контингента — 3,6 тыс. человек), членом которой является Армения.

Для этого однако потребуется обращение в организацию Еревана, что пока не было сделано, а также одобрение решения Совбезом ООН. Такое же одобрение потребуется и для введения в регион миротворческой миссии под эгидой ООН.

Впрочем, все эти варианты на текущий момент нереалистичны, учитывая позицию Азербайджана. Президент республики Ильхам Алиев в середине октября дал понять: тему миротворцев обсуждать рано. «В базовых принципах (урегулирования конфликта, предложенных Минской группой ОБСЕ в 2007 году.— “Ъ”) есть пункт о введении миротворцев. Но на самом последнем этапе. После деоккупации территорий, возвращения туда беженцев»,— отметил господин Алиев в интервью турецкому телеканалу NTV. Пока же Баку уверенно укрепляет преимущество в военном противостоянии. Так, в пятницу Ильхам Алиев объявил о взятии под контроль еще девяти населенных пунктов в Нагорном Карабахе.

Альтернативный план по урегулированию конфликта предлагают власти Ирана, граничащего и с Азербайджаном, и с Арменией. Будучи в четверг в Москве, спецпосланник президента Ирана, замглавы МИДа Аббас Арагчи выступил с инициативой «регионального подхода», согласно которому проблема бы решалась в формате «2+2» (Турция и Азербайджан с одной стороны, РФ и Армения — с другой). «Самая важная особенность плана Ирана заключается в том, что он подразумевает региональный подход, мы можем бороться и противостоять этому кризису, используя региональный подход и при участии стран, имеющих влияние в регионе. Естественно, Россия — одна из важнейших таких стран, как и Турция»,— отметил господин Арагчи в пятницу в интервью «РИА Новости».

Детали плана, впрочем, не раскрываются. Дипломат лишь подчеркнул, что особенность инициативы — в ее «внимании к реалиям». «До сих пор в Нагорном Карабахе три раза устанавливалось прекращение огня, которое нарушалось. На мой взгляд, одна из причин этого заключается в том, что не учитываются реалии региона. На самом деле прекращение огня предусматривается планом Исламской Республики Иран на втором этапе, а на первом план акцентирует внимание на ряде принципов и призывает конфликтующие страны доказать свою приверженность этим принципам»,— заявил господин Арагчи.

Как заявляют в Тегеране, сейчас граничащим с зоной конфликта вокруг Нагорного Карабаха районам Ирана «никакая опасность не угрожает», но «обеспечение безопасности в приграничных районах является красной линией для иранской стороны». Об этом заявил в пятницу командующий сухопутными силами армии страны генерал Киюмарс Хейдари, добавив, что вооруженные силы Ирана не будут терпеть, если границам страны будет угрожать опасность. При этом снаряды из зоны карабахского конфликта в этом месяце уже неоднократно попадали на территорию Ирана. 22 октября замглавы иранской провинции Восточный Азербайджан Алияр Растгу, в частности, сообщал примерно о 70 таких ракетах и снарядах, которые упали на территорию иранского города Ходафарин. А 7 октября Тегеран даже направил ноты протеста правительствам в Баку и Ереване. «Мы призываем обе стороны уважать суверенитет и территориальную целостность Ирана и принять необходимые меры, чтобы такие неприемлемые инциденты не повторялись»,— подчеркивал тогда официальный представитель иранского МИДа Саид Хатибзаде.

Не только это вызывает озабоченность у Тегерана. Как заявили в пятницу в пресс-службе правительства Армении по итогам встречи господ Пашиняна и Арагчи, «стороны выразили обеспокоенность в связи с вовлечением в боевые действия (в непризнанном Нагорном Карабахе.— “Ъ”) международных террористов из Ближнего Востока, рассматривая это в качестве потенциальной угрозы для безопасности всего региона». «Мы знаем, что присутствие террористов на Кавказе может поставить под угрозу безопасность и стабильность всего региона»,— отмечал ранее в интервью телеканалу «Звезда» посол Ирана в России Казем Джамали. О том, что в зоне конфликта воюют боевики, сообщали также в РФ и Франции. В частности, директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин отмечал, что «речь идет о сотнях и уже даже тысячах радикалов, рассчитывающих заработать на новой карабахской войне». Одного из таких наемников «родом из сирийского города Хама», по сообщению пресс-секретаря оборонного ведомства Армении Шушан Степанян, в пятницу взяла в плен армянская сторона. Баку, в свою очередь, участие в конфликте на азербайджанской стороне боевиков с Ближнего Востока отрицает.

Для Ирана в конфликте важно сохранять нейтралитет, поскольку на территории страны проживают как армяне, так и азербайджанцы. Но если первых около 200 тыс., то азербайджанская община насчитывает от 15 млн до 30 млн человек.

Есть в Иране и проблема сепаратизма: она актуальна для провинций с преобладающим азербайджанским населением — Ардебиль, Восточный и Западный Азербайджан. В этой связи вопрос сохранения статус-кво в регионе для Ирана остается приоритетным. «Учитывая важность этого вопроса (урегулирования конфликта в Карабахе.— “Ъ”) и хорошие отношения с двумя странами — Арменией и Азербайджаном, мы всегда серьезным образом заявляли о готовности содействовать установлению режима прекращения огня, началу диалога и установлению мира и спокойствия»,— заверил в интервью «РИА Новости» Аббас Арагчи. И подчеркнул, что усилия и инициативы Ирана не противоречат другим мирным инициативам по Карабаху, коих сейчас выдвигается немало.

Коммерсантъ. 31.10.2020

Читайте также: