Немецкий бизнес пытается спасти "Северный поток-2"
Олег Никифоров, ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"
Удастся ли достроить «Северный поток–2»? Во многом это зависит от того, как будут применяться уже введенные санкции, и от перспектив появления новых ограничений при попытках проложить оставшиеся трубы. Речь идет как о первичных санкциях, введенных и ожидаемых от США, так и о так называемых вторичных ограничениях. В связи с этим нелишне напомнить о последнем штрафе, которое польское Управление по защите конкуренции и потребителей (UOKiK) наложило на «Газпром» из-за строительства «Северного потока–2». Министр иностранных дел Польши Збигнев Рау отметил, что возможность его выплаты российской компанией будет зависеть от решительных действий в ходе разбирательства. При этом он отметил, что Варшава обладает «обширными доказательствами» в этом деле. Напомним, 7 октября антимонопольное ведомство потребовало прекратить кредитные соглашения по проекту «Северный поток–2», которые были заключены компаниями Nord Stream 2 AG, «Газпром» и европейскими инвесторами OMV, Wintershall Dea, Engie, Shell и Uniper. В Варшаве убеждены, что участники проекта должны были предварительно получить согласие UOKiK на его реализацию.
UOKiK оштрафовало компании на суммы, равные 10% от их годового оборота. Таким образом, от «Газпрома» ведомство хочет получить 29 млрд злотых ($7,6 млрд), а от его европейских партнеров – 234 млн злотых ($61 млн). «Газпром» заявил о несогласии с решением польского регулятора и намерен его обжаловать.
Повод для заморозки
Предполагаемое отравление российского оппозиционного политика Алексея Навального официальными структурами российского государства поставило с точки зрения ряда немецких и европейских политиков под сомнение реализацию этого проекта. Дело в том, что и в Германии, и в ЕС раздаются голоса, призывающие к закрытию или приостановке строительства как ответ на предполагаемое отравление Навального или, если хотите, как наказание Москвы. Все аргументы Кремля отвергаются под предлогом «софистика». Другими словами, употребляющие искусство красноречия «во зло».
Более того, депутаты Европарламента большинством голосов («за» – 532, «против» – 84) приняли резолюцию об ужесточении санкций против России в связи с отравлением оппозиционного политика Алексея Навального, сообщил журналист радио «Свободная Европа» Рикард Йозвяк.
В свою очередь, журналист Би-би-си Бен Тавенер сообщает, что Европарламент призвал к проведению международного расследования отравления Навального, в котором должны принять участие эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), а также представители ЕС, ООН и т.д.
«Политические убийства и отравления в России являются системными инструментами режима, преднамеренно нацеленными на оппозицию», – цитирует резолюцию Европарламента портал Euronews.
Однако решающее слово в споре о реализации газового проекта принадлежит Германии, и здесь мнения разделились. За прекращение строительства выступают проатлантические круги. К ним, в частности относится глава комитета по внешней политике ФРГ Норберт Рёттген. Как отмечал в связи с этим в интервью немецкому государствнному информационному агентству Deutsche Welle (DW) австрийский профессор университета в Инсбруке, эксперт по Восточной Европе Герхард Манготт, будучи политиком, ориентирующимся в первую очередь на развитие трансатлантических отношений, Рёттген уже давно занял четкую позицию по отношению к «Северному потоку–2». В то же время лидер Экономического крыла христианских демократов Фридрих Мерц (один из реальных кандидатов на пост председателя ХДС и наследство Меркель), как мне кажется, может подстраиваться под ситуацию. Он видит, что и внутри партии ХДС, и внутри правительства отношение к проекту в последнее время неоднозначно. Именно поэтому Мерц пока не хочет ни однозначно высказываться в поддержку «Северного потока–2», ни заходить так далеко, как Рёттген, требуя окончательного отказа от его строительства. Выступая за заморозку проекта на определенное время, Мерц оставляет себе возможность для маневра в случае, если он действительно станет председателем партии ХДС или даже кандидатом в канцлеры.
Против увязывания проекта строительства газопровода с политическими пристрастиями тех или иных политических течений выступили прежде всего деловые круги страны. Так, Оливер Хермес, глава влиятельного Восточного комитета германской промышленности, заявил в связи с попытками увязать предполагаемое покушение на Алексея Навального и реализацию проекта «Северный поток–2», что «проект располагает всеми требуемыми европейскими разрешениями и находится в стадии завершения. Санкции против проекта в этой стадии коснутся прежде всего европейских компаний, которые выполняют заказы, связанные с ним, или вложили в проект значительные финансовые средства». «Поэтому, – делает вывод Хермес, – реагировать на отравление Навального введением дальнейших экономических санкций было бы неправильным, поскольку они затронут полностью не имеющие отношения к этому европейские фирмы и российское население».
«Независимой газетой» был получен в связи с этим комментарий от компании, которая занимается реализаций проекта «Северный поток–2». В нем говорится, что «компания Nord Stream 2 AG как разработчик коммерческого инвестиционного проекта не комментирует политические дебаты». Это связано с тем, что проект базируется не на политических соглашениях между странами, а на миллиардных инвестициях шести ведущих энергетических компаний, пять из которых представляют страны ЕС. Проект реализуется в строгом соответствии с применимым национальным и международным правом и получил все необходимые согласования государственных органов пяти стран.
Nord Stream 2 AG, как и компании, поддерживающие проект, сохраняют уверенность, что скорейшее завершение проекта и ввод газопровода в эксплуатацию соответствуют интересам энергетической безопасности и конкурентоспособности Европы, содействуют выполнению ею обязательств по сохранению климата и способствуют экономическому процветанию европейских потребителей.
Санкции против проекта напрямую затронут более 120 компаний из более чем 12 стран Европы. В непростой экономической ситуации в мире санкции заблокируют около 700 млн евро инвестиций в завершение строительства газопровода. Более того, санкции поставят под удар около 12 млрд евро капиталовложений в энергетическую инфраструктуру ЕС, в том числе около 8 млрд евро, вложенных в строительство «Северного потока–2», 3 млрд евро, инвестированных европейскими компаниями в развитие газотранспортной инфраструктуры в Германии (газопровод EUGAL) и 750 млн евро – в Чехии. Эта инфраструктура была построена для доставки газа из «Северного потока–2» на газовые рынки по всей Европе.
В числе противников санкций не только федеральный министр экономики Альтмайер, но и целый ряд премьер-министров германских земель, прежде всего из Восточной Германии. Так, по сообщению немецкого информационного агентства n-tv, премьер-министр земли Саксония христианский демократ Михаэль Кречмер критиковал курс федерального правительства в отношении России. Он подчеркнул, что «не должно происходить постоянное раскручивание конфликта с Россией». По его мнению, «действия федерального министра иностранных дел Хайко Мааса в конфликте не являются хорошим сигналом для Германии». Дело в том, что, как намекает агентство, Маас утверждал о наличии признаков «участия Кремля в отравлении Навального».
В Берлине в середине сентября премьер-министры восточногерманских земель единогласно приняли совместное заявление, согласно которому «реализация проекта газопровода имеет очень важное значение для энергоснабжения Германии и Европы в будущем».
Завершающий этап строительства газопровода «Северный поток–2». Иллюстрация «НГ»
«Представление о том, что российские объемы газа и нефти можно заменить в обозримые сроки, совершенно нереалистично», – говорит Хубертус Бардт, директор Института германской экономики, в интервью «Хандельсблатту». – Исключать Россию как поставщика энергоносителей – дело крайне рискованное. Можно только предостеречь от подобных умозаключений». По его словам, Россия и ЕС жестко привязаны друг к другу поставками энергоносителей. «Между ними существует взаимозависимость. И это стабилизирует их отношения», – говорит Бардт. «Если переметнуться к другим поставщикам, то это может иметь серьезные последствия. В области газа быстрая переориентация вообще невозможна», – утверждает Бардт. Сжиженным природным газом (СПГ), по оценкам Бардта, можно заменить лишь небольшую часть выпадающих объемов.
В Германии уже наблюдается нехватка энергоресурсов. На это есть несколько причин. В 2018 году добыча каменного угля в Германии была полностью прекращена. Разработка бурого угля за последние годы также заметно снизилась. Одновременно с этим сократилась добыча нефти и газа внутри страны, потому что месторождения истощились. Развитие возобновляемых источников энергии пока не смогло компенсировать недостаток других энергоносителей.
Позиция канцлера
Можно предположить, что в этом отдает себе отчет и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Как отмечает по этому поводу финансовое агентство «Блумберг», пока Ангела Меркель подвергается все большему давлению, чтобы она отказалась от поддержки оказавшегося в центре дипломатического спора газопровода. И главную роль в этом играют скорее заокеанские союзники Германии. Только этим скорее всего можно объяснить предложение компромиссной сделки американской стороне. Как сообщает DW, «власти ФРГ предложили Вашингтону сделку. Если США откажутся от санкций против «Северного потока–2», то Берлин готов вложить миллиард евро в строительство терминалов по приему сжиженного газа». США это предложение отклонили.
Понятно, что уже введенные санкции США и ожидаемые стали серьезным тормозом для завершения проекта.
6 августа руководство компании Fährhafen Sassnitz получило письмо, подписанное тремя сенаторами Конгресса США, в котором те угрожают порту «чувствительными последствиями», если компания не прекратит оказывать логистическую поддержку «Северному потоку–2». В частности, как говорится в документе, США лишат порт перспективы «финансового выживания, если он продолжит предоставлять товары, услуги и поддержку» в какой-либо форме этому проекту.
США не впервые угрожают сторонникам «Северного потока–2».
Соединенные Штаты хотят любыми средствами предотвратить прокладку трубопровода, по которому газ из России будет поступать в Германию. Президент США упрекает правительство ФРГ в том, что оно пользуется американской военной поддержкой на случай российской агрессии, но при этом обеспечивает Москве высокие доходы, покупая российский газ.
Против прокладки трубопровода по дну Балтийского моря протестуют и Украина с Польшей – в этом случае они рискуют потерять миллиарды транзитных сборов. В декабре 2019 года один из авторов документа – сенатор Тэд Круз – направил аналогичное предостережение швейцарской судоходной компании Allseas, ранее участвовавшей в проекте «Северный поток–2» и предоставлявшей свои суда для прокладки труб. После этого Allseas прекратила участие в строительстве трубопровода и ее суда-трубоукладчики покинули регион работы на Балтике.
По мнению политолога Саши Ломана из берлинского Фонда науки и политики (SWP), который, по данным DW, исследует тему санкций США, «угрожающего тона письма вполне достаточно, чтобы вселить неуверенность в игроков на финансовом рынке, имеющих отношение к компании Fährhafen Sassnitz, например в руководство банка, через который порт проводит все деловые операции». «Сенаторы прекрасно осознают, какой психологический эффект возымеют эти угрозы», – подчеркивает политолог.
Нельзя также забывать и о том, что речь, по сути, идет о вторичных санкциях США, предостерегает он. Это означает, что Вашингтон запрещает своим компаниям вести бизнес с лицами и организациями в третьих странах, которые оказывают какие-то услуги финансового характера физическим и юридическим лицам, внесенным в санкционные списки США. В данном случае – с портом Мукран и его деловыми партнерами.
Многие деловые партнеры Fährhafen Sassnitz скорее предпочтут отказаться от бизнеса с компанией, чем стать объектом вторичных санкций и рисковать своим бизнесом в США, продолжает Ломан. «Если это произойдет, порту может угрожать банкротство», – объясняет он. И предотвратить это будет практически невозможно.
Своими силами
Россия сможет своими силами достроить газопровод «Северный поток–2», заявил в программе «Москва. Кремль. Путин» председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер. «Технологические риски на сегодняшний день решаются нашими мощностями, поэтому «Северный поток–2» будет достроен. Конечно, это потребует несколько большего времени, но технологических препятствий, чтобы это сделать своими силами, у нас нет», – сказал Миллер. Речь идет о прокладке больше 100 км. Для того чтобы проложить на дне Балтийского моря оставшуюся часть газопровода, требуется мощное трубоукладочное судно – плавучий кран, оснащенный линией по подготовке, сварке и изоляции плети труб диаметром 1153 мм перед ее погружением на дно, плюс несколько специальных вспомогательных судов. Более того, в разрешении на работу в исключительной экономической зоне Дании, где и остановилась работа, говорится, что судно это должно быть оснащено системой динамического позиционирования, то есть (опустим детали) уметь во время укладки труб оставаться точно на месте без закрепления якорями. У России имеется относительно новое краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский». Строили его китайцы для Нигерии, но сейчас оно принадлежит «Газпрому» и с 2016 года находится в эксплуатационном управлении ООО «Газпром флот». У него есть и система динамического позиционирования, и теоретическая возможность принять на борт систему сборки труб нужного диаметра. Именно с «Академиком Черским» стали в российских СМИ связывать надежды на завершение строительства «Северного потока – 2». Поэтому это судно было перемещено из района острова Сахалин в немецкий порт Мукран. Но судно требуется дооборудовать для того, чтобы он мог укладывать трубы большего диаметра, чем те которые он должен был бы укладывать около Сахалина. Этим, видимо, объясняются его перемещения из Мукрана в район Калиниграда.
Но главной причиной на сегодня, препятствующей началу укладки труб, является страхование. Западные компании отказываются страховать российские суда, которые должны укладывать трубы. Страховщики боятся американских санкций, которые еще даже не введены. Выход из этой ситуации, правда, есть. Но разморозить «Северный поток–2» в этом году уже вряд ли получится, ведь сначала необходимо застраховать суда, которые должны участвовать в работах в исключительной экономической зоне Дании.
Подтверждением проблемы стало заявление международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев (IG P&I) о том, что она решила не предоставлять страховое покрытие судам для продолжения строительства трубопровода «Северный поток–2» и «Турецкого потока».
Более того, официально пока не говорится, какие именно суда будут достраивать газопровод. Впрочем, неофициально эту роль уже давно отвели четырем судам: трубоукладчикам «Академик Черский» и «Фортуна», а также двум судам снабжения – «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремета».
В этой связи эксперты предполагают, что без создания в России собственной международной страховой компании, которая могла бы страховать подобные случаи, достроить газопровод вряд ли удастся.
НГ-Энергия. 12.10.2020