Наступать некуда — позади Москва
Кирилл Кривошеев
В продолжающейся уже пять дней войне в Нагорном Карабахе, похоже, наметился перелом. Лидеры России, США и Франции потребовали от воюющих сторон прекратить боевые действия. Москва и Париж констатировали, что на стороне азербайджанских войск воюют джихадисты, переброшенные Турцией из Сирии. А премьер Армении Никол Пашинян заявил, что его страна в Карабахе противостоит международному терроризму. Перед ведущим наступательные действия Азербайджаном замаячила угроза проигрыша войны на дипломатическом фронте.
Пятый день войны в Нагорном Карабахе запомнился не столько событиями в зоне конфликта, сколько заявлениями политиков. Самым значимым стало совместное обращение трех мировых лидеров, призвавших воюющие стороны «незамедлительно взять на себя обязательства добросовестно и без выдвижения предварительных условий возобновить переговоры по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ». Этот призыв к Баку и Еревану был сделан Владимиром Путиным, Дональдом Трампом и Эмманюэлем Макроном, возглавляющим страны—сопредседатели Минской группы — Россию, США и Францию.
Этот призыв может считаться серьезной дипломатической победой Армении. Напомним, что накануне азербайджанский президент Ильхам Алиев четко дал понять, что согласится остановить наступление только при одном условии: армянские войска должны будут «безоговорочно, полностью и немедленно покинуть азербайджанские земли», коими в Баку считают Нагорный Карабах.
«Формат международных переговоров не дает никакого результата. Поэтому считаю, что призывы какой-либо стороны к диалогу неуместны»,— сказал господин Алиев 30 сентября.
В четверг в Баку на заявление трех президентов публично никак не отреагировали, а официальные лица оставили без ответа просьбу “Ъ” прокомментировать совместное обращение трех президентов. Только президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в парламенте, резко раскритиковал идею прекращения огня без «возвращения» территорий Азербайджану. «Сопредседатели Минской группы ОБСЕ уже 30 лет игнорируют урегулирование армяно-азербайджанского конфликта,— заявил главный внешнеполитический союзник Ильхама Алиева.— Результатом этого и являются сегодняшние события. Продолжающиеся призывы сопредседателей к прекращению огня неприемлемы». По словам господина Эрдогана, он обсуждал вопрос вывода вооруженных сил Армении из Карабаха с Владимиром Путиным и Эмманюэлем Макроном, но безуспешно. «Наши братья в Азербайджане вынуждены сегодня сами решать свою проблему. Для нас не важны призывы стран, игнорирующих факт оккупации»,— резюмировал он.
В МИД РФ в тот же день дали понять, что непубличная позиция Турции серьезно отличается от публичной. Как утверждают на Смоленской площади, турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и его российский коллега Сергей Лавров в ходе телефонного разговора «высказались за немедленное прекращение боевых действий» и «подтвердили готовность к плотной координации действий России и Турции для стабилизации обстановки в целях скорейшего возвращения урегулирования нагорнокарабахского конфликта в мирное переговорное русло». Вместе с тем турецкое информагентство Anadolu, ссылавшееся на дипломатические источники, ни о чем подобном в четверг не сообщило, отметив лишь, что министры обсудили «агрессию Армении».
Собеседники “Ъ” в Баку рассматривают совместное заявление трех президентов как следствие напряженных отношений Франции и Турции, которые вызваны противоречиями по многим другим вопросам.
«Именно Макрон звонил Трампу и Путину. Не думаю, что без его инициативы такое заявление могло бы появиться»,— сказал “Ъ” эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Маммадов. Напомним, что накануне президент Франции заявил: «Установлено, что (первый.— “Ъ”) обстрел был произведен со стороны Азербайджана». Такой посыл противоречит тезису Баку об «армянской провокации».
Похожую мысль в беседе с “Ъ” выразил азербайджанский оппозиционер, лидер движения ReAl («Республиканская альтернатива») Ильгар Мамедов. «Макрон хорошо понимает, что и без моральной поддержки Эрдогана Азербайджан поступил бы так же, как и поступает. Заявления французского президента не антиазербайджанские и не проармянские, а антиэрдогановские»,— сказал господин Мамедов. При этом само заявление, как он считает, не окажет серьезного эффекта на ход конфликта: «Развитие ситуации будет определять только то, что эту ситуацию создало — сила и решимость армий».
Не слишком оптимистично настроен и директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян.
«Заявление трех президентов — это довольно положительный шаг. Другое дело, я не думаю, что с помощью такого рода инструментария сейчас можно остановить боевые действия»,— заявил господин Искандарян “Ъ”.
Отметим, что Эмманюэль Макрон стал первым президентом, который прямо поддержал Армению и в другом вопросе: он заявил, что Париж «располагает точной информацией, которая указывает на то, что сирийские боевики покинули поле боя в Газиантепе (юг Турции.— “Ъ”), чтобы присоединиться к боевым действиям в Карабахе». Напомним, что в привлечении боевиков с Ближнего Востока обвиняли друг друга обе стороны, но из Турции они могли попасть только в Азербайджан.
В четверг премьер Армении Никол Пашинян заявил: непризнанная Нагорно-Карабахская Республика воюет против международного терроризма, а армянский народ не только защищает себя, но и «выполняет историческую миссию» — «защищает международную безопасность».
Об участии в конфликте боевиков накануне сообщили и в МИД РФ — без указания «виновного», но в целом тоже не оставляя поля для широких трактовок. «По поступающим сведениям, в зону нагорнокарабахского конфликта осуществляется переброска боевиков незаконных вооруженных формирований, в частности из Сирии, Ливии, в целях непосредственного участия в боевых действиях,— утверждают в ведомстве.— Глубоко озабочены этими процессами, которые ведут не только к еще большей эскалации напряженности в зоне конфликта, но и создают долговременные угрозы для безопасности всех стран региона».
Конфликт в Нагорном Карабахе уже привел к жертвам среди иностранцев. Так, под обстрел в Мартуни (азербайджанское название — Ходжавенд) попали журналисты французской газеты Le Monde. Сначала их отправили в больницу Степанакерта, а затем — в Ереван, но господин Макрон предпринимает усилия для того, чтобы эвакуировать их на родину.
Коммерсантъ. 02.10.2020