Идет война нагорная

Айк Халатян, Ереван; Кирилл Кривошеев


Четверг оказался богатым на новости как с фронта, так и из тыла нагорно-карабахского конфликта. На фоне серьезных боев на южном участке фронта, неподалеку от города Джебраила, армянские власти занимались поисками врагов внутри страны. Речь шла о распространителях слухов о том, что «это на самом деле договорная война» и «удерживать позиции нет смысла». После гневного заявления на эту тему премьер-министра Армении Никола Пашиняна от должности был освобожден глава Службы национальной безопасности (СНБ) Аргишти Кярамян. Тем временем международные посредники пытаются за закрытыми дверями найти способ остановить стрельбу — однако по-прежнему безуспешно.

8 октября под плотным артиллерийским огнем вновь оказались столица непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), Степанакерт, и Шуша — город, который в советское время был населен преимущественно азербайджанцами. Попали снаряды и по символу Шуши — собору Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Спасителя). «Это проявление вандализма, направленное против человеческих и Божьих законов. Восстановим»,— написал в Facebook президент НКР Араик Арутюнян.

Затем обстрел затих на несколько часов, а когда на место приехали представители СМИ — возобновился. «Ранены два российских журналиста и их сопровождающий. Все они граждане России»,— сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян. Выяснилось, что ранения получили блогер Юрий Котенок, известный по работе в Донбассе, и корреспондент портала «Офицеры России» Левон Арзанов.

Минобороны Азербайджана ожидаемо отрицало, что это был «преднамеренный и прицельный удар по церкви и журналистам» (такую формулировку использовал омбудсмен НКР Артак Бегларян). «Информация о повреждении церкви в Шуше не имеет ничего общего с боевыми действиями азербайджанской армии. В отличие от вооруженных сил Армении, которые при обстреле Гянджи 4 октября нанесли ущерб гражданским объектам, жилым домам, а также комплексу Имамзаде, являющемуся религиозным памятником архитектуры, азербайджанская армия не берет на прицел исторические, культурные, в особенности религиозные сооружения и памятники»,— утверждали в ведомстве.

При этом в Баку продолжали рапортовать об успешном наступлении. «Противнику наносятся удары вдоль всей линии фронта, он несет большие потери в живой силе»,— заявил пресс-секретарь Минобороны Анар Эйвазов. Между тем главное из своих заявленных достижений — взятие города Джебраила — азербайджанцы пока что не подкрепили кадрами с места, хотя видеозапись из расположенных неподалеку сел Шукурбейли и Шахбей есть. Это вызывает немало споров — под чьим же контролем находится город, оставленный жителями четверть века назад. Как сообщила пресс-секретарь Минобороны Армении Шушан Степанян, «на южном направлении (а Джебраил расположен именно там.— “Ъ”), противник предпринял попытку атаки, однако, потеряв три единицы военной техники и более 20 военнослужащих убитыми и ранеными, бежал в составе батальона с подступов Джебраила».

Сомнения в том, что Джебраил по-прежнему остается под контролем армян, стоили аккредитации спецкору «Новой газеты» Илье Азару — во всяком случае, так утверждает он сам. В материале «Война у южных ворот» господин Азар процитировал армянского добровольца Артура Оганисяна, который рассказал о катастрофической ситуации на южном фронте, где он воевал. «Они (власти Армении.— “Ъ”) обманывают людей! Они солдат 18-летних отправили на фронт с одним автоматом. "Извините, нет патронов, извините, нет танков". Бронежилеты — убитые полностью. Там ничего нет!» — возмущался солдат.

Джебраил, по его словам, давно потерян — город вопреки приказу сдал офицер, желавший спасти жизни солдат.

Премьер Армении Никол Пашинян тоже рассказал о распространении панических настроений на фронте. Но, по его словам, это дело рук предателей, которых надо найти. «Несколько дней назад я получил тревожный сигнал о том, что на линии фронта появились некие люди и убеждают воюющих солдат, что Никол продал земли, что это на самом деле договорная война, "вас привели сюда и посадили в мясорубку, чтобы перебить, чтобы договоренность не была очевидна", что удерживать позиции нет смысла,— написал господин Пашинян в Facebook.— Согласно некоторой информации, солдат убеждали, даже приказали сдать некоторые позиции врагу. По моему поручению СНБ начала расследование и выявила одного из главных действующих лиц — им оказался житель Степанакерта, его задержали в Ереване». При этом вскоре стало известно, что от должности освобожден глава СНБ Аргишти Кярамян.

Тем временем судьбу затянувшегося уже на две недели обострения по-прежнему пытаются решить дипломаты — правда, без особых прорывов. В четверг в Женеве собрались представители стран—сопредседателей Минской группы ОБСЕ — России, Франции и США. Как сообщили «РИА Новости» в постпредстве Франции при женевском отделении ООН, встреча проходила «в секретном месте и в закрытом формате». При этом известно, что с представителями Минской группы в Женеве встречался глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. Но о чем именно удалось договориться, так никто и не сообщил.

Следующим важным дипломатическим событием станет визит главы МИД Армении Зограба Мнацаканяна в Москву 12 октября.

Зато некая определенность появилась в позиции Организации договора о коллективной безопасности, куда входят среди прочих Россия и Армения. Как дал понять генсек организации Станислав Зась, в организации не верят в прямое военное вмешательство в конфликт Турции. «Я все-таки думаю, что до этого не дойдет»,— сказал он. И, давая интервью RT, добавил: «Если Турция действует в рамках мандата Минской группы ОБСЕ, то она имеет на это полное право. Если она выходит за те рамки, мы это не приветствуем, равно как и (вмешательство.— “Ъ”) других стран». При этом участие в конфликте наемников из стран Ближнего Востока вызывает все меньше сомнений. «Мне сейчас трудно судить о масштабах и организации переброски боевиков в зону карабахского конфликта. По всей видимости, она есть»,— сказал господин Зась, тем самым подтвердив слова представителей МИДа и Службы внешней разведки РФ.

Коммерсантъ. 09.10.2020

Читайте также: