Специнаугурация

Кирилл Кривошеев

Александр Лукашенко в среду в шестой раз принес присягу президента Белоруссии. Однако привычное для него мероприятие было обставлено крайне необычно. Оно готовилось как спецоперация. Заранее о церемонии было известно лишь нескольким сотням приглашенных чиновников и провластных общественных деятелей. Простые граждане узнали о ней, лишь когда президентский кортеж уже ехал по перекрытому Минску. Необъявленную церемонию тут же назвали «тайной инаугурацией», а сразу несколько западных стран заявили, что не признают Александра Лукашенко президентом. Вечером центр Минска наполнился тысячами протестующих — милиция применила против них водометы.

Церемония среди «Синих ночей»

Хотя обычно крупнейшие протестные акции в Минске и других городах Белоруссии проходят в выходные, в среду на улицах столицы республики было шумно и многолюдно. Повод был весьма веский: Александр Лукашенко, который, по данным ЦИКа, победил на президентских выборах, неожиданно провел инаугурацию. О том, что это произошло, гражданам страны стало известно уже по факту — когда центр Минска оказался полностью перекрыт и по нему ехал правительственный кортеж. Тайну хранило даже государственное телевидение, обычно первым сообщающее о наиболее важных событиях. В те минуты, когда господин Лукашенко произносил речь о «выстраданной победе», «подъеме на новую ступень самосознания» и провале «цветной революции», по каналу «Беларусь-1» шла мелодрама «Входя в дом, оглянись», а по ОНТ — сериал «Синие ночи».

«В этот торжественный день президент дает клятву на верность Отечеству и народу с особым чувством. В нем очень много гордости за белорусов, которые с честью прошли испытания на прочность, прежде всего своих убеждений,— сказал Александр Лукашенко.— Нашей государственности был брошен беспрецедентный вызов — вызов неоднократно отработанных безотказных технологий уничтожения независимых государств. Но мы оказались в числе очень немногих — даже, может быть, единственные,— где цветная революция не состоялась. И это выбор белорусов, которые ни в коем случае не хотят потерять страну».

По словам господина Лукашенко, «когда-то божьим промыслом народ Беларуси легко и, скажем прямо, неожиданно обрел свою независимость».

«И мы долго воспринимали ее как данность. Порой не ценили. Сегодня же, выстрадав эту победу, мы поднялись на новую ступень самосознания. Остыв от горячки электоральных баталий, увидели, как взрослеет вся наша нация. И пусть Беларусь по мировым меркам совсем молодое независимое государство, но белорусы как нация уже не дети, мы — народ»,— заявил президент.

Выходившие из Дворца независимости люди неохотно общались с журналистами, которые пытались выяснить — когда же самим приглашенным стало известно об инаугурации. «Не было уж такой особой секретности. Все, кто должен был присутствовать, были осведомлены,— рассказал “Ъ” политолог Петр Петровский, не подтвердив и не опровергнув, что он присутствовал на церемонии.— Просто инаугурация проходила в обстановке обеспечения повышенной безопасности. Администрация президента качественно поработала с приглашенными». Всего было приглашено около 700 человек.

«Где ликующие граждане?»

«Сегодня мы стали свидетелями беспрецедентной ситуации. Уходящий президент, который утверждает, что набрал более 80% голосов на выборах, провел спецоперацию по своей самоинаугурации,— прокомментировал из Варшавы член президиума координационного совета оппозиции Павел Латушко.— Где ликующие граждане? Где дипломатический корпус? Честно говоря, это больше напоминает воровскую сходку для коронации очередного вора в законе».

О том, что Александра Лукашенко считает президентом лишь узкий круг приближенных, но никак не народ, заявила и неформальный лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, соперничавшая с ним на выборах 9 августа. «Эта так называемая инаугурация, конечно, фарс. На самом деле сегодня Лукашенко просто ушел на пенсию,— считает она.— Это значит, что его приказы силовым структурам больше не легитимны, а значит, не подлежат исполнению». После этого госпожа Тихановская напомнила о своих дипломатических успехах в Евросоюзе, которыми господин Лукашенко похвастаться не может (см. “Ъ” от 22 сентября): «Я встречалась с европейскими лидерами, министрами иностранных дел, выступила в Европарламенте и общалась с диаспорами. Страны Европы поддерживают белорусский народ в требовании остановить насилие, освободить политических заключенных и провести новые — честные и прозрачные — выборы. Они готовы оказать реальную помощь — существуют серьезные инвестиционные пакеты, которые предусмотрены для Беларуси после победы демократии».

Западные политики были солидарны со Светланой Тихановской в этой оценке.

«Президент, избранный на недемократических выборах, не может считаться законно исполняющим обязанности независимо от того, является ли присяга тайной или официальной»,— сказали в МИД Польши.

Кроме того, о непризнании Александра Лукашенко президентом заявили дипломатические ведомства Германии, Словакии, Литвы и Эстонии. Впрочем, премьер Литвы Саулюс Сквернялис уточнил, что о разрыве отношений с Минском речь не идет.

В Кремле же к инаугурации Александра Лукашенко отнеслись максимально сдержанно. «Я предпочту никак не комментировать, ибо это абсолютно суверенное внутреннее решение белорусского руководства, и если такое решение руководством принято, значит, так посчитали целесообразным»,— сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Напомним, что российский лидер Владимир Путин был в числе тех, кто после выборов 9 августа поздравил — причем неоднократно и в разных форматах — Александра Лукашенко с переизбранием.

Сокращенный рабочий день

Проведя тайную инаугурацию, Александр Лукашенко отдельно позаботился о том, чтобы присягу ему как можно скорее принесли белорусские военнослужащие. О том, что это произошло, агентство БЕЛТА сообщило менее чем через час после инаугурации, отметив: принявшие участие в церемонии представители различных родов войск поклялись, что «всегда готовы надежно защитить суверенитет и территориальную целостность Родины».

Гражданских госслужащих, в свою очередь, отпустили с работы на час раньше, объяснив это «мерами безопасности».

Об этом сообщили собеседники агентства «РИА Новости». Что же касается оппозиционно настроенных белорусов, то они постарались сами сократить себе рабочий день — чтобы выйти на акции протеста. «Какая физра, когда в стране происходят такие события»,— процитировал портал Tut.by одного из студентов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР).

К вечеру протестующие стали привычно выполнять указания авторов Telegram-канала Nexta — главного медиа белорусского протеста. Предложенный план мало чем отличался от плана традиционных воскресных акций: людей призывали собираться в небольшие группы и двигаться к стеле «Минск — город-герой» на проспекте Победителей.

Судя по кадрам оппозиционного телеканала «Белсат», групп людей, в каждой из которых было по несколько сотен человек, было достаточно много.

Силовики старались задержать их еще на подходе к точке сбора, обливая из водометов как обычной, так и странно выглядящей коричневой водой. Как предположил телеведущий, это необходимо для того, чтобы затем силовики могли опознать участников акций. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на очевидцев сообщило, что от использования водометов как минимум два человека получили ранения.

Выходили на акции и жители других городов — Жодино, Витебска, Могилева, Солигорска. На видеоролике из Солигорска слышно, что люди скандируют ранее не использовавшийся лозунг: «Крыса». Впрочем, в ход шли и прежние кричалки: «Уходи» и «Пошел ты вон и твой ОМОН».

На воскресенье уже запланированы новые акции протеста по всей Белоруссии. Речь идет об уже ставших традиционными шествиях и манифестациях. Но в этот раз они грозят быть особенно массовыми.

Коммерсантъ. 24.09.2020

Читайте также: