А «нам все равно»… В позиции Лукашенко снова возобладал торг с Россией?

Алексей Чичкин

В ходе состоявшихся 10 дней назад переговоров президентов России и Белоруссии в Сочи белорусская сторона заявила, что готова перенаправить транзит своих внешнеторговых грузов сугубо через порты РФ ввиду политической обструкции со стороны Литвы и других стран ЕС. Но уже через несколько дней, комментируя переговоры с Владимиром Путиным, Александр Лукашенко заявил, что «нам все равно». Белорусский президент заявил буквально следующее: «Также очень серьезно говорили о переориентации грузопотоков с Прибалтики на Питер. Я ему (В.Путину. – Ред.) сказал прямо: если вы предложите такие условия, как мы имеем в Прибалтике, нам все равно».

Иначе говоря, в позиции Минска снова возобладали так знакомые по последним годам элементы торга, попытки добиться от Москвы односторонних уступок – теперь уже транзитных. В Минске понимают очевидную заинтересованность России во внутриполитической и экономической стабильности Белоруссии и не прочь использовать этот фактор для получения новых льгот от Москвы. А одновременно Минск, как представляется, дает понять прибалтам, да и всему ЕС, что угрозы насчет остановки белорусского транзита через Ригу и Клайпеду – не более чем ход в очередном торге с РФ. И это не выдумка автора, именно на такой сценарий обращают внимание прибалтийские СМИ.

Понятно, что порты Ленинградской области не сразу могут принять белорусский транзит. Губернатор Ленинградской области А.Дрозденко заявил на днях, что «порты Усть-Луга и Приморск могут принять белорусские нефтепотоки из Литвы к 2024 году». Для этих перевозок «уже заявлено два больших проекта». Но это вовсе не означает, что отсутствие достаточных портовых мощностей у России должно служить предметом торга во имя получения Белоруссией транзитных льгот.

Строго говоря, Минск в долгосрочном плане – ввиду опять же внешнеполитических факторов – осознает приоритет именно российского направления транзита. В ходе состоявшейся на днях встречи с А.Дрозденко глава Белоруссии сообщил о своем предложении создать российско-белорусский грузовой терминал на побережье Финского залива. «Когда обсуждали эти вопросы с президентом России, – отметил А.Лукашенко, – я сказал, что мы можем с ленинградцами построить там свой причал, свой порт». Предложено и финансовое решение: «Все, что мы сэкономим на Белорусской АЭС (строится за счет кредита от РФ. – Ред.), мы готовы вложить в этот порт». То есть «с вами можем реализовать этот совместный проект».

Однако белорусский президент снова посетовал на низкие расценки на этом направлении: «Но вопрос – железнодорожные тарифы и перевалка в портах» (подразумевается ее стоимость в портах РФ в Финском заливе. – Ред.).

Что касается самого белорусского внешнеторгового транзита. Во-первых, не меньше 70% его объема следует через порты Литвы и Латвии, притом что на Литву приходится более двух третей «трансбалтийского» транзита РБ. Это связано со сравнительно короткими расстояниями между Белоруссией и этими портами, как и с заниженными транзитными тарифами прибалтов для Минска.

Во-вторых, свыше 75% белорусского экспортного грузопотока, проходящего через прибалтийские порты, это в основном продукты нефтепереработки, нефтегазохимии, химические удобрения, продукция лесопереработки. Эти товары – основа экспорта Белоруссии в регион ЕС и в целом – в дальнее зарубежье. Если же учесть, что никаких реальных торговых санкций Евросоюза (да и Запада в целом) против Минска не вводится, сам факт транзита через прибалтов показывает заинтересованность Минска и Брюсселя, особенно политическую заинтересованность, в сохранении данного «коридора». Транзитные льготы прибалтов для Минска, действующие с середины 1990-х, явно согласовываются с руководством ЕС.

Белорусский внешнеторговый транзит составляет около четверти ежегодных доходов госбюджета Литвы и как минимум 15% – Латвии. Причем уход белорусских грузов из Литвы негативно скажется, прежде всего, на Клайпедском – основном порте Литвы. Минимум треть всего клайпедского грузопотока приходится именно на Белоруссию. Понятно, что терять эти поступления не в интересах Вильнюса и Риги. Здесь надо учесть, что уход внешнеторговых грузов РФ из транзита через страны Балтии – а такие перевозки за последние четыре года сократились более чем на 60% – лишь на 25-30% компенсируется приростом белорусского транзита.

Потому и сохраняются льготные расценки Вильнюса и Риги для белорусского транзита. Характерно, что политическую обструкцию А.Лукашенко и «лукашенковского» руководства Вильнюс и Рига не сопровождают даже транзитными санкциями. Там понимают, что санкции лишь укрепят союзные взаимоотношения России и Белоруссии, что не в интересах Запада.

С учетом всех этих факторов глава Белоруссии так поясняет свои транзитные планы: «Говорят, это дороже будет для Беларуси (переориентировать свои грузы с балтийских портов на Россию. – Ред.). Конечно, нам немножко будет невыгодно. Но мы же договориться можем с россиянами по тарифам, и они от объемов перевалки наших грузов все равно получат выгоду».

Под некоей «невыгодностью» имеется в виду то, что в сравнении с литовским и латвийским маршрутами расстояние белорусского транзита к портам Финского залива РФ больше соответственно на треть и почти на 25%.

Заметим также, что нефтепродуктопровод из Новополоцкого НПЗ на Балтику сориентирован именно на порты Литвы (Бутинге) и Латвии (Вентспилс). Так что Минск, Вильнюс и Рига сохраняют низкие тарифы и на этом маршруте, что дает Белоруссии основания, чтобы добиваться у РФ столь же низких тарифов для белорусских нефтегрузов на железнодорожном маршруте к Усть-Луге. Отсутствие же нефтепродуктопровода из Белоруссии на Усть-Лугу – дополнительный аргумент в переговорах с РФ по транзиту. Минск добивается от РФ «прибалтийских» транзитных условий, только тогда ему будет «все равно» – гнать нефть в Клайпеду или Усть-Лугу.

Дело еще и в том, что, по имеющейся информации, «перетащить» себе белорусские грузоперевозки, идущие пока в Литву, планируют в Латвии. За счет дальнейшего понижения транзитных расценок по крайней мере для экспортных грузов Белоруссии. Так что и отсюда проистекают белорусские попытки добиться от РФ транзитных уступок. Алексей Дзермант, белорусский эксперт по вопросам внешнеторговой политики, отмечает в этой связи, что «альтернативой могут быть латвийские порты, тем более что Латвия более сдержанна в политическом смысле в отношении к происходящему в Белоруссии». К тому же «минус в варианте с Россией – это расстояние».

Имеется информация также о том, что ряд белорусских чиновников и экспертов предлагают Москве стимулировать белорусский транзит через порты Калининградской области РФ. Они как бы «забывают», что такой вариант невозможен в буквальном смысле без «упрашивания» Москвой Вильнюса. Хорошую же роль отводят в Минске союзному государству.

Иными словами, даже в столь сложной политической ситуации, которая сложилась в Белоруссии, тамошние власти продолжают торговаться с единственным союзником, выбивая из России транзитные льготы, соизмеримые с прибалтийскими тарифами. Кому геополитически выгоден такой торг – очевидно.

____________________________

Фото: https://rg.ru/

Ритм Евразии. 27.09.2020

Читайте также: