Промышленность совершила прорыв в обратную сторону

Михаил Сергеев

Опросы руководителей промышленных предприятий в июле показывают противоположные тенденции изменения деловой активности. В Китае оптимизм у промышленников растет максимальными темпами за последнее десятилетие. Увеличивается активность и в 19 странах еврозоны. Однако в России опросы показывают снижение новых заказов и преобладание пессимистических прогнозов.

«В июле производственный сектор России сделал шаг назад, поскольку рост новых заказов не удержал динамику. Несмотря на то что объемы производства увеличились, объемы продаж снизились на фоне сокращения спроса и колебаний клиентов. Усилия по сокращению затрат привели к дальнейшему сокращению занятости. Производители отметили заметное увеличение затрат, поскольку нехватка сырья привела к росту сырьевых цен. При этом отпускные цены увеличились лишь незначительно на фоне усилий по привлечению новых клиентов», – подчеркивает экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.

Индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей РФ в июле 2020 года опустился до 48,4 пункта против 49,4 пункта месяцем ранее, сообщило аналитическое агентство IHS Markit. Индекс деловой активности PMI измеряется по всему миру по единой методике на основании опросов представителей промышленных предприятий. Значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня – на ее замедление.

Индекс вычисляется как разница между положительными и негативными оценками нескольких параметров работы каждого предприятия. Самый важный опережающий показатель – это динамика новых заказов. Учитывается также динамика занятости на предприятии. Другие компоненты индекса – это изменение закупочных цен и динамика складских запасов. Если количество пессимистических и оптимистических ответов равно, то индекс составит 50 пунктов. Если больше тех, кто видит ухудшение, то значение индекса будет меньше 50 и наоборот.

В отличие от России у ее основных торговых партнеров наблюдается улучшение деловой активности. Производственная активность в Китае в июле росла самыми быстрыми темпами почти за 10 лет, поскольку внутренний спрос продолжил улучшаться после коронавирусного кризиса, хотя экспортные заказы и занятость остались слабыми. Индекс менеджеров по закупкам (PMI) для производственного сектора Китая, рассчитываемый Caixin/Markit, вырос до 52,8 пункта в июле с 51,2 в июне, сообщает Reuters. Активность в обрабатывающем секторе Китая выросла третий месяц подряд и самыми быстрыми темпами с января 2011 года.

Улучшается ситуация и в еврозоне, хотя не такими быстрыми темпами, как в Китае. Индекс деловой активности (PMI) в области промышленного производства 19 стран еврозоны, по окончательной оценке, в июле вырос до 51,8 пункта против 47,4 пункта в июне, сообщает исследовательская организация Markit Economics. Активность в промышленности в Германии в июле выросла до 51 пункта с 45,2 пункта в июне, а во Франции – до 52,4 пункта с июньских 52,3 пункта.

Для оперативной оценки ситуации во время кризиса российские чиновники оценивают состояние отобранных ими так называемых системообразующих предприятий. Правительственная комиссия по экономической устойчивости, которой руководит первый вице-премьер Андрей Белоусов, одобрила отраслевые списки системообразующих предприятий из 1335 компаний и организаций в 94 отраслях экономики. Чиновники оценивают состояние этих предприятий и влияние на них господдержки. Количество системообразующих организаций в высокой зоне риска еженедельно снижается, показывает мониторинг Минэкономразвития. За неделю с 23 по 30 июля их количество снизилось на 6 компаний и составило 269 в 69 отраслях. Компаний в высокой зоне риска на текущий момент 26%, сообщили в ведомстве Максима Решетникова. При этом, по оценке Минэкономразвития, четыре отрасли вышли из зоны риска, поскольку количество проблемных компаний в них снизилось до уровня менее 30%. В устойчивом состоянии находятся 683 компании из 66 отраслей. Кредитная поддержка от государства этих предприятий на текущий момент сегмента составляет 125,3 млрд руб.

«Понемногу идет улучшение финансового состояния системообразующих предприятий. Дальнейшее самочувствие крупнейших российских компаний будет зависеть в том числе от эпидемиологической обстановки в стране и принимаемых мер по устранению коронавирусной инфекции. Экономика сейчас напрямую зависит от жесткого соблюдения необходимых антиковидных мер предосторожности», – отметил директор департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России Дмитрий Вахруков.

Продолжающееся ухудшение опережающих индикаторов в России эксперты объясняют тем, что наша экономика еще не прошла те фазы кризиса, которые уже преодолели Китай и Евросоюз. «Ключевой фактор здесь – это фаза выхода из кризиса. Если в Китае пик кризиса пришелся на февраль-март, а в Европе на март-апрель, то в России это апрель-май. Соответственно российская экономика находится на более низкой стадии восстановительного цикла. Второй фактор – это меры поддержки экономики. Наш анализ показывает, что при прочих равных они в Китае и ЕС выше, чем в России. Тем не менее ряд показателей за июнь свидетельствует о том, что восстановление в российской экономике идет достаточно активно. Можно даже сказать, что с определенным запаздыванием мы повторяем европейскую динамику. Главный вопрос заключается в том, хватит ли текущих мер поддержки для того, чтобы восстановление экономики до докризисных уровней произошло за 1–2 года, или потребуется более длительный промежуток времени», – считает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

«Разница в динамике у нас и у них вызвана, во-первых, тем, что в наших странах власти по-разному стимулировали экономику. В России государство помогало сохранить производство, вводило налоговую отсрочку, снижало ставки по займам. За рубежом вводили стимулы для покупателей продукции, например, срезали НДС и выдавали кредиты на покупку автомобилей. Во-вторых, сказалась разница в структуре производства. Россия как экспортер положительно зависима от стоимости нефти, а она в июле не росла. Европа и Китай, напротив, как потребители сырья быстрее растут на дешевой нефти. Им нынешняя ситуация с ценами на топливо несет больше выгод в плане скорости восстановления ВВП», – считает Валерий Емельянов, аналитик «Фридом Финанс».

Независимая газета. 03.08.2020

Читайте также: