Майк Помпео измерил давление Европе
Сергей Строкань
Госсекретарь США Майк Помпео завершил европейское турне, посетив Чехию, Словению, Австрию и Польшу. Поездка была призвана продемонстрировать единство с европейскими союзниками, подорванное требованиями Вашингтона свернуть сотрудничество с Россией и выступить единым фронтом против Китая и Ирана. Обсуждение болевых точек двусторонних отношений, а также кризиса в Белоруссии выявило глубокий раскол внутри трансатлантического сообщества. Призывая Европу усиливать давление на геополитических соперников США, Майк Помпео при этом не спешил проявлять ту же решимость по отношению к Минску, отношения с которым администрация президента Дональда Трампа успела записать себе в актив.
«Большая европейская неделя» Майка Помпео, финальным аккордом которой в субботу стало подписание в Варшаве договора об усилении военного сотрудничества и размещении на территории Польши дополнительного американского контингента, также включала в себя поездки в Чехию, Словению и Австрию. «Все это замечательные друзья Америки. Я ожидаю, что это будет отличная и очень продуктивная поездка»,— заявил, отправляясь в турне, глава американской дипломатии.
Несмотря на демонстрацию оптимизма, миссия главы Госдепартамента оказалась весьма непростой, учитывая, что к концу президентского срока Дональда Трампа в отношениях союзников накопилась критическая масса раздражителей. Главным из них стало усиливающееся давление США на Европу с требованием отказаться от российского газа, в том числе от планов получения энергоносителей по трубопроводам «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
В преимуществах американского сжиженного газа и других энергоресурсов, получаемых с помощью экологически чистых технологий, Майку Помпео и предстояло убеждать европейцев.
«Мы считаем, что для обеспечения американской национальной безопасности невероятно важно, чтобы Европа была энергетически диверсифицирована и чтобы она не зависела от России»,— сформулировал американское видение энергетической политики ЕС Майк Помпео по итогам переговоров с премьер-министром Словении Янезом Яншей.
Между тем сопротивление европейских союзников такому подходу оказалось весьма решительным. Когда Майк Помпео уже находился в Европе, 24 из 27 стран Евросоюза направили Госдепартаменту ноту протеста, заявив о неприемлемости введения санкций против компаний, участвующих в завершении строительства газопровода «Северный поток-2». Как сообщила немецкая газета Die Welt, протест был выражен в ходе видеоконференции 12 августа, при этом какие три европейские страны к нему не присоединились, не уточняется.
В ноте отмечается: «ЕС считает экстерриториальное применение санкций нарушением международного права» и будет и впредь исходить из того, что «европейская политика должна определяться в Европе».
В целом турне Майка Помпео объединяла сквозная идея о необходимости укреплять трансатлантическую солидарность для противостояния России и Китаю. Эту мысль, которую он повторял, перемещаясь из одной столицы в другую, Майк Помпео концептуально обосновал в своем выступлении в чешском Сенате (верхняя палата парламента). «Опыт Чехии показывает, с какими угрозами сталкиваются другие народы Европы. Россия продолжает попытки подорвать вашу демократию и вашу безопасность, ведет кампанию дезинформации и кибератаки»,— заявил глава Госдепартамента США, по мнению которого Вашингтон и его европейские союзники «не учли тенденции, которые должны были учитывать гораздо раньше». «Мы видели смерть авторитарных режимов в 1989 и 1991 годах. Но эта форма правления осталась. И хотя мы надеялись на то, что эти режимы ушли в прошлое, наши надежды оказались преждевременными»,— продолжал он, помимо России назвав еще одной угрозой Коммунистическую партию Китая.
Однако в Праге господина Помпео ждало разочарование. Как заявил по итогам переговоров главы Госдепартамента и президента Чехии Милоша Земана пресс-секретарь последнего Иржи Овчачек, «в случае России и Китая его (господина Земана.— “Ъ”) политика руководствуется прагматичными интересами экономической дипломатии, а ни в коем случае не любыми другими интересами».
В свою очередь, премьер Чехии Андрей Бабиш вежливо отклонил предложение Майка Помпео запретить российским компаниям участие в тендере на строительство нового энергоблока АЭС «Дукованы», чтобы исключить возможность усиления позиций Москвы в стратегической отрасли Чехии.
«Мы действуем как член Евросоюза. Как всегда, в рамках подобных тендеров возникают различные консорциумы. В соответствии с правилами Евросоюза, мы не можем никого исключить. Я ему это ясно объяснил и думаю, что он понял»,— описал свое общение с Майком Помпео Андрей Бабиш.
Разногласия США и их трансатлантических союзников в полной мере проявились и в ходе состоявшегося в пятницу в Совбезе ООН голосования по проекту американской резолюции о продлении эмбарго на поставку оружия Ирану, истекающего 18 октября. Резолюция так и не набрала необходимого числа голосов, после того как Россия и Китай проголосовали против, а большинство государств, среди которых оказались Франция, Великобритания, Бельгия, Германия и Эстония, воздержались.
Неприятная для него новость о том, что европейские союзники и на сей раз дистанцировались от Вашингтона, застала Майка Помпео в Варшаве. На совместной пресс-конференции с главой МИД Польши Яцеком Чапутовичем глава американской дипломатии не скрывал разочарования.
«Печально, что члены Совета Безопасности из "пятерки" — Франция и Соединенное Королевство не поддержали то, что требовали страны Персидского залива и Израиль для обеспечения собственной и региональной безопасности. Я очень об этом сожалею»,— заявил он.
Особую интригу турне Майка Помпео придавало то обстоятельство, что оно проходило на фоне нарастающего кризиса в Белоруссии — стране, в которой глава Госдепартамента США побывал в марте этого года. При этом самое жесткое за историю белорусской независимости подавление гражданских протестов произошло вскоре после решения Вашингтона начать нормализацию отношений с Минском и вернуть в страну посла США. «У нас большие опасения по поводу Белоруссии. Там прошли несправедливые выборы. Белорусы находятся в нашем сердце. Мы наблюдали за протестами и требовали, чтобы демонстранты были защищены от нападений силовиков. Мы продолжим это требовать и дальше»,— заявил, находясь в Праге, Майк Помпео. Впрочем, при этом он не спешил рассуждать о возможности введения санкций против Минска, в то время как первыми о них заговорили в Евросоюзе.
В этом смысле ситуация радикально отличалась от ситуации вокруг Гонконга, когда США предпочли ввести свои санкции против китайских и гонконгских чиновников, не дожидаясь нерешительную Европу. Когда Майк Помпео еще находился в Польше, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель уже заявил о подготовке санкций в отношении официальных лиц Белоруссии, нарушивших демократические принципы.
Свидетельством того, что в Европе ждут более активных действий со стороны США, стали и переговоры Майка Помпео с польским премьером Матеушем Моравецким. «Премьер Моравецкий подчеркнул, что ситуация в Белоруссии требует международного, солидарного действия, если речь идет о различного рода санкциях или дипломатических действиях. Сегодня важна роль Соединенных Штатов, а также солидарные действия ЕС»,— сообщил официальный представитель польского правительства Петр Мюллер.
Впрочем, отвечая на вопрос, будет ли Вашингтон, как и Варшава, требовать проведения повторных выборов в Белоруссии, господин Мюллер предпочел уйти от ответа: «Могу сказать, что Польша и США разделяют общие ценности о демократических выборах, а официальную позицию США оставим представителю Белого дома и Госдепартамента»,— уклончиво заметил он.
Коммерсантъ. 17.08.2020