И натовцы его терзали, и «вагнеровцы»

Кирилл Кривошеев

В Белоруссии за несколько дней до выборов сложилась уникальная ситуация, при которой Россия и страны Запада оказались «по одну линию фронта». Во всяком случае, такой вариант считает реалистичным белорусский президент Александр Лукашенко. Говоря об угрозах национальной безопасности, он упомянул не только арестованных россиян, якобы работающих на ЧВК Вагнера, но еще и неких «американцев и натовцев», которых тоже задержали белорусские силовики. «Со штыками наперевес их защищают российские руководители»,— заверил белорусский президент. Насколько далеко зайдет конфликт с Россией, зависит от того, осмелится ли Александр Лукашенко выдать Украине 28 задержанных «вагнеровцев», которых Киев намерен судить за участие в донбасском конфликте.

«Видели, что тут жареным пахнет»

Выборы в Белоруссии уже начались: по крайней мере досрочное голосование стартовало 4 августа. При этом ситуация становится все более запутанной, а вопрос безопасности в день голосования 9 августа — все более острым. Именно это, по словам Александра Лукашенко, заставляет людей приходить на участки заранее: явка за первые два дня, по данным ЦИКа, достигла 12,75%.

«Они (белорусы.— “Ъ”) сегодня, я нутром это чую, поняли, что могут потерять страну. И вот это досрочное голосование — люди валом пошли — говорит о том, что люди насторожились»,— пояснил логику своих соотечественников президент Лукашенко.

Однако наблюдатель и член оппозиционной партии «Белорусский народный фронт» Илья Добротвор в разговоре с “Ъ” предположил, что цифра явно завышена. «За два дня на нашем участке проголосовали 52 человека из 1915,— сказал он.— Притом как минимум 16 бюллетеней члены комиссии вбросили. Они появились в урне за те полчаса, что нас с супругой не было на участке. Я отвозил жалобу в территориальную комиссию, а жену забрала милиция для выяснения личности — по настоянию председателя комиссии».

Видимо, чтобы не допустить «майдана», в четверг власти отменили запланированный на вечер того же дня митинг объединенного штаба оппозиции (Светланы Тихановской, Марии Колесниковой и Вероники Цепкало) в минском Парке дружбы народов. Женское трио заявило, что не будет «провоцировать людей» и вместо этого посетит другое мероприятие — день открытых дверей учреждений дополнительного образования. При этом главу штаба Светланы Тихановской, Марию Мороз, примерно на полтора часа задерживали сотрудники МВД, чтобы «провести разъяснительную беседу о недопустимости несанкционированных акций». Несколько тысяч человек вечером все-таки приняли участие в акции оппозиции — там же, где проходил день открытых дверей.

Большинство заявлений господина Лукашенко, попавших в новостные ленты в четверг, были сделаны либо на совещании по вопросу обеспечения безопасности избирательной кампании, либо в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону. «Некоторые продолжают людей звать на "майдан" 9–10 (августа.— “Ъ”). Не дай бог, мы разожжем костер в центре Минска и будем разбрасывать головешки по всему Минску. Этого мы допустить не можем и не допустим»,— предостерегал белорусский лидер утром.

«Я никогда не начну стрелять первым, это будет подарок врагам. Но если все варианты гибридной драки будут исчерпаны, то без сомнения»,— заявил он господину Гордону.

Президент Лукашенко подробно высказывался об арестованных россиянах, которых в Минске называют боевиками и наемниками из ЧВК Вагнера. Так, он сказал в интервью: «Мы же получали информацию. Мы видели, с кем они (33 россиянина.— “Ъ”) связаны, мы контролировали их полностью, мы знаем, с кем они созванивались, откуда они получали команды из России, кто давал эти команды. Мы уже видели, что тут чего-то жареным пахнет». Заказчика при этом он не назвал — как и людей, которые стоят за отправкой в Белоруссию новой партии «боевиков» (они, согласно сведениям, полученным белорусскими властями из Киева, ранее проникли на территорию страны «с юга»).

Александр Лукашенко пригласил в Минск генпрокуроров России и Украины Игоря Краснова и Ирину Венедиктову, чтобы обсудить возможную экстрадицию некоторых арестованных. Офис генерального прокурора Украины готовит официальный запрос в адрес Минска о выдаче 28 человек, ранее задержанных на белорусской территории (среди них девять украинцев). Им будут предъявлены обвинения в участии в боевых действиях в Донбассе на стороне самопровозглашенных республик. Москва же настаивает, что речь идет исключительно о россиянах. Это относится и к тем задержанным, которые получили российский паспорт меньше года назад, сохранив при этом украинский,— их, как утверждают российское власти, все равно следует считать гражданами РФ.

Если господин Краснов и госпожа Венедиктова откажутся сидеть за одним столом, Минск примет решение самостоятельно. «Не приедут — вопрос решим мы, без них»,— отрезал белорусский президент на утреннем совещании. А в интервью Дмитрию Гордону тему развил:

Правоохранительные системы трех стран работают в контакте над тем, чтобы сформировать четкую картину. Никто никого не выдает, пока не установят вину этих задержанных. Доказать вину должна сторона, которая запрашивает экстрадицию».

Прогнозировать, какой будет реакция представителей генпрокуратур РФ и Украины на приглашение в Минск, пока сложно. «Реакция будет только после официального приглашения, пока офис генпрокурора его еще не получил»,— заявили агентству «Интерфакс-Украина» в украинском ведомстве. Реакции из Москвы по поводу приглашения не было вовсе. Зато о российских гражданах высказалась представитель МИД РФ Мария Захарова. «Еще раз повторяем. Вина задержанных в Белоруссии граждан ничем не доказана. Они должны вернуться в Россию»,— сказала она.

«Надоело, что нами управляет диктатор»

Выступая на совещании, Александр Лукашенко также сделал сенсационное признание. Вначале он сказал: «Не надо нас пугать американцами, натовцами. Не американцы и не натовцы сюда прислали 33 человека, если уж на то пошло».

Затем об «американцах и натовцах» он упомянул еще не раз, неожиданно сообщив о задержании очередных «агентов влияния». «Известны имена, фамилии, адреса, пароли, явки. До чудес иногда доходит. Средства массовой информации настораживают нас, что нас тут хотят захватить американцы, натовцы. Некоторых людей задержали с американскими паспортами, женатых на американках, работающих в Госдепе. Но со штыками наперевес их защищают российские руководители»,— сказал он.

Кого имел в виду господин Лукашенко, тем более используя множественное число, точно неизвестно. Но можно предположить, что речь идет о российском политтехнологе Виталии Шклярове, который сотрудничал с оппозиционными штабами и действительно женат на сотруднице Госдепартамента США. Господин Шкляров был задержан 29 июля — через несколько часов после появления новости о «российских боевиках».

Впрочем, действия белорусских оппозиционеров отчасти оправдывают опасения президента Лукашенко.

Объединенный штаб оппозиции, который призывает голосовать за главного оппонента власти — Светлану Тихановскую, обратился и к западным странам, и к России с просьбой повлиять на Александра Лукашенко и заставить его провести выборы честно.

Таких обращений было как минимум три: сначала 3 августа не допущенный к выборам кандидат Валерий Цепкало (сейчас он также поддерживает госпожу Тихановскую) попросил руководителей 30 государств «оказать содействие в организации международного наблюдения за выборами и подсчетом голосов, обеспечении прозрачности этого процесса для граждан Беларуси», находящихся на их территории. России в этом списке не было, но уже на следующий день господин Цепкало написал отдельное открытое письмо президенту России Владимиру Путину. «Обращаюсь к вам, Владимир Владимирович, и к нашим братьям-россиянам с просьбой не подставлять в очередной раз "плечо" Александру Лукашенко, но поддержать проведение свободных президентских выборов в Беларуси и осудить проводимую белорусским режимом антинародную и антироссийскую политику»,— говорилось в нем. Наконец, Светлана Тихановская, общаясь с журналистом немецкой газеты Bild, также отдельно обратилась к канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и попросила ее передать господину Лукашенко сообщение. «Скажите ему, что мы не хотим войны. Все, что мы хотим,— это честные выборы. Нам надоело, что нами управляет этот диктатор. Мы устали»,— сказала госпожа Тихановская.

Стоит отметить, что Светлану Тихановскую вряд ли можно назвать кандидатом, который понравится в Москве. В своих выступлениях она прямо выступала за выход Белоруссии из Союзного государства.

«Нам нужны обычные межгосударственные связи, никаких дополнительных договоров не надо. Тогда не возникает и лишних соблазнов кого-то куда-то присоединять»,— заявила она в интервью «Медузе». Однако пресс-секретарь Валерия Цепкало Алексей Урбан пояснил “Ъ”, что такой точки зрения придерживаются не все члены штаба. «На Тихановскую могут влиять старые оппозиционеры. А Цепкало — дипломат. Он всегда за национальные интересы, но с разумным сотрудничеством»,— сказал господин Урбан.

Напомним, что в случае победы госпожа Тихановская не собирается руководить страной, а обещает добиться проведения повторных, более честных выборов.

Коммерсантъ. 07.08.2020

Читайте также: