Санкционный сигнал: что стоит за новыми ограничениями ЕС против Беларуси

В разгар президентской избирательной кампании в Беларуси Евросоюз вновь выступил с критикой действий властей республики, пригрозив им новыми санкциями в случае продолжения «недемократичного» обращения с оппозицией. По мнению некоторых евродепутатов, перспективы потепления отношений Брюсселя и Минска, символом которых стало подписание визового соглашения, теперь оказалось под вопросом. В свою очередь, в Беларуси считают, что сложившаяся в белорусско-европейских отношениях ситуация отражает желание ЕС «спрятать свои проблемы за ширмой соседских». В том, что стоит за новыми заявлениями Брюсселя, и что это значит для будущего взаимодействия сторон, разобралась доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Трудности диалога

Диалог Беларуси и ЕС регулярно обостряется в периоды политических выборов, в отношении результатов которых Брюссель всегда высказывается негативно. Например, в 1996 г. он не признал выборы в Беларуси, посчитав, что те были проведены без соблюдения необходимых демократических стандартов. Шквал критики вызвал и референдум 2004 г., определивший возможность белорусского президента переизбираться без ограничений. Показательно, что иногда двусторонние взаимоотношения обострялись настолько, что европейские послы покидали республику для консультаций.

Другим камнем преткновения является проблема оппозиции. С точки зрения Брюсселя, Минск нарушает права человека и проводит репрессивные мероприятия в отношении политических соперников. Например, сейчас в ЕС требуют освобождения Виктора Бабарико и других участников президентской гонки. Текущая ситуация создала возможность в очередной раз потребовать от Минска ввести мораторий в отношении смертной казни, выполнить все рекомендации ОБСЕ и других институтов в сфере прав человека, обеспечить свободную деятельность всех оппозиционеров. Ссылаясь на отсутствие неких продвижений в данной повестке, многие члены ЕС до сих пор не ратифицировали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью.

Региональная конкуренция

В принципе, критика ЕС не вызывает удивления. Требования провести политические реформы в Беларуси – типичный инструмент внешних действий Брюсселя.

К сожалению, Евросоюз не обладает полным пониманием политических процессов в странах постсоветского пространства.

Он ориентируется на сообщения отдельных представителей гражданского общества, с которыми сотрудничает, а также в принципе не доверяет представителям власти, если только они не возглавили страну после переворота, как произошло на Украине, чей пример в Брюсселе по-прежнему рассматривают как позитивный, оценивая некие выдающиеся демократические сдвиги и не замечая ни коррупции, ни политических преследований.

Еще один сложный момент в деятельности ЕС на постсоветском пространстве заключается в оценке ситуации как в регионе в целом, так и в отдельно взятой стране в частности через призму антироссийскости. Россия является естественным соперником ЕС в интеграционных процессах в Евразии, что заставляет Брюссель расценивать все свои действия в контексте конкуренции с Москвой. Следуя данной ущербной логике, антироссийскость уже может признаваться как демократичность. Соответственно, страна постсоветского пространства, представители которой демонстрируют в том или ином смысле свою антироссийскость, воспринимается как демократизирующаяся.

Это превращает двусторонние отношения между странами постсоветского пространства и ЕС в некую парадоксальную игру, в которой обе стороны, по сути, вводят друг друга и самих себя в заблуждение относительно своих истинных интересов, ценностей и ситуации.

Кроме того, инструмент санкций сейчас стал наиболее используемым в международных отношениях, и здесь ЕС стремится не отставать от США. И если Вашингтон вводит санкции против стран, которые именуют недемократическими и опасными для американской демократии, то и Брюссель обосновывает необходимость санкций недемократичностью стран, в отношении которых их вводит.

Отработка методов влияния

Беларусь превратилась для ЕС в некий условный полигон, на котором он отрабатывает разные методы продвижения своих интересов на постсоветском пространстве. Республика – ближайший союзник России, но при этом заявляет и на практике показывает пример многовекторной политики.

Для Брюсселя Минск – сложная сторона для взаимодействия. Так, Беларусь является участником Восточного партнерства, действующего с 2009 г., но она до сих пор не подписала Соглашение об ассоциации с ЕС и демонстрирует отсутствие готовности к этому, так как полагает, что оно закрепляет неравноправные отношения. Поэтому экономическое взаимодействие сторон оказывается более эффективным, нежели политическое.

ЕС является вторым торговым партнером Беларуси после России. Однако из-за того, что экономика находится в сильной зависимости от политики, экономическое сотрудничество сторон не является стабильным. Хотя, в любом случае, именно экономические программы Восточного партнерства занимают основное место в поддержании диалога ЕС и Беларуси.

Угроза новых санкций

Очевидно, что в сложившихся условиях ЕС введет новые санкции против Беларуси, так как это наиболее часто используемый им инструмент, хоть и неэффективный. По мнению некоторых европарламентариев, Брюссель будет использовать индивидуальные санкции, наложит арест на активы ответственных лиц, пусть пока и не называет фамилии и конкретные меры. Но вряд ли он откажется от соглашения об упрощении визового режима, предусматривающего снижение стоимости шенгенской визы для белорусов до €35 и установление максимального срока принятия решения о выдаче визы в 10 дней.

Очевидно и то, что взаимодействие ЕС с Беларусью осложняется по инициативе Союза, который ставит во главу угла собственные представления о необходимых стандартах демократичности страны, с которой сотрудничает.

Брюссель демонстрирует неготовность менять сложившуюся позицию по отношению к Минску, но готовность применять санкции.

При этом наибольшие претензии предъявляются политическому режиму и президенту Лукашенко лично. В Брюсселе полагают, что именно он «мешает» проводимой ЕС «демократизации» страны. По этой причине сотрудничество сторон будет оставаться «промежуточным», нестабильным в обозримой перспективе.

Евразия.Эксперт. 20.07.2020

Читайте также: