Россию записывают в антиамериканский дуэт
Анатолий Комраков
На пике эскалации американо-китайского противостояния в Москве в четверг разрабатывали рецепты отказа от миропорядка по американскому образцу. Международный клуб «Валдай» и Центр по китайско-российскому стратегическому взаимодействию CITIC-фонда по изучению реформ и развития Китая провели онлайн-дискуссию «Экономическое стратегическое взаимодействие Китая и России в эпоху постпандемии».
Хотя экономика Китая демонстрирует впечатляющие темпы выхода из коронавирусной спячки (ВВП Китая в первом полугодии 2020 года сократился на 1,6%, однако во втором квартале он вырос на 3,2%), эксперты обратили внимание, что в связи с предупреждениями медиков о грядущей новой волне эпидемии коронавируса ситуацию можно скорее обрисовать не как постпандемию. Если в 2020 году наблюдалась депрессия после пандемии, то в 2021-м, возможно, будет пандемия после депрессии.
По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между Россией и Китаем в первом полугодии 2020 сократился на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 49,2 млрд долл., но участники дискуссии сохраняют оптимизм и надеются, что товарооборот выйдет по итогам года на цифры, близкие к прошлогодним (в 2019-м товарооборот между РФ и Китаем вырос на 3,4% и составил рекордные 110,7 млрд долл.). Как заявил посол РФ в КНР Андрей Денисов, задача выйти на 200 млрд долл. в 2024 году сохраняется.
В ходе дискуссии участники как с российской, так и китайской стороны высказывали мысль о переходе мира к многополярности и необходимости для России и Китая создать новую глобальную модель взаимодействия, отличную от глобализма под контролем США. Основой такой новой «глобализации 2.0» называлось сотрудничество КНР и РФ, которые стали схожи по проблемам в отношениях с США. Китайские участники отмечали, что у России уже многолетний опыт жизни под американскими санкциями. Россия раньше также столкнулась с закрытием консульств в США. Также обе страны относительно успешно преодолевают экономические последствия пандемии коронавируса.
Вежливые участники с китайской стороны раздавали России авансы, замглавы CITIC-фонда Ван Сянсуй заявил, что российско-китайское сотрудничество переформатирует экономическую географию, Россия становится новым центром глобальной экономики, намекая, что РФ на равных с Китаем сможет стать вторым лидером по созданию нового миропорядка.
«После пандемии происходят невиданные изменения в мире, разваливается старый миропорядок, где доминируют США, происходит спад американской гегемонии. Но новый миропорядок не сформирован. У России и Китая есть хорошая база для взаимодействия. У нас большие территории, крупные экономики и общие большие проекты», – сказал директор Центра по китайско-российскому стратегическому взаимодействию CITIC-фонда Кун Дань.
Врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов также ратует за то, что России и Китаю надо создавать новую глобальную модель взаимодействия, отличную от глобализма под контролем США. Он подчеркивает, что система должна быть равноправной, равносторонней, с управлением нескольких стран. «Тогда это будет нечто принципиально новое, отличное от финансового глобализма США», – говорит Маслов. При этом, по его словам, необходимо будет создать независимую валютную и финансовую систему.
Однако планов громадье может упереться в те же проблемы, которые мешают быстрому развитию научно-технического, научного и образовательного сотрудничества и даже бизнесу. Известно, с каким скрипом идет работа над совместными проектами по созданию широкофюзеляжного самолета CR929, про совместный вертолет новостей не было давно. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров пояснял, в чем разница в подходах сторон. «Китайцы вошли в этот проект с одной главной целью – получить технологии и сохранить свой рынок для собственного самолета. Мы постоянно находимся в состоянии поиска компромисса с учетом того, что у нас как раз цель не поделиться технологиями, а получить внешний рынок», – рассказывал министр.
На вопрос «НГ», с чем связано торможение этого проекта, Ван Сянсуй дипломатично ответил: «Китай достаточно быстро развивается в области высоких технологий. У России очень хороший фундамент в этой сфере, исследования очень основательны. Нам есть чему поучиться у России в сфере авиастроения. Необходимо сочетать российские фундаментальные исследования и китайскую скорость в разработках».
До последних дней многие эксперты сомневались, что Китай станет разменивать свое положение «мировой фабрики» на некий стратегический союз с РФ. Усиление не только антикитайской риторики со стороны США, но и эскалация враждебных действий увеличивают шансы России стать полноценным участником ядра одного из новых полюсов мира. Впрочем, пока в КНР не слышно о переформатировании плана «Один пояс – один путь» и других программ, которые изначально были национальными и к которым было предложено присоединиться другим странам.
«Несмотря на то что Китай первый вышел из коронакризиса и уже показал рост экономики, есть риск, что в одиночку он не сможет потянуть как торговую войну, так и информационную. У России за пять лет уже накопился опыт жизни под санкциями, а проект «Пояса и пути» может стать той платформой, которая создаст базу для ответных мер Западу», – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.
Мало кто знает, продолжает эксперт, что Япония, Австралия и США инициировали создание программы BDN (Blue Dot Network), которая в теории может стать альтернативой китайскому «Поясу и пути». «По-настоящему масштабным проектом эксперт называет их оборонные проекты в космосе, где действия США и Японии также направлены на усиление стратегической конкуренции с Китаем, который разрабатывает «Космический шелковый путь».
«Как мы видим, США не конкурируют с Китаем в одиночку, особенно когда речь идет о борьбе искусственных интеллектов и технологий. Мир таким образом рискует поделиться на две системы глобализации: проамериканскую, где главным союзником останется ЕС, и прокитайскую, куда в «дуэт» Китай выберет, очевидно, самого мощного и экономически развитого своего партнера – РФ. Это партнерство подкрепляется не только сильными дипломатическими связями, но и реальными совместными проектами», – говорит Манкевич.
Независимая газета. 23.07.2020