Опасные мутации молдавской оппозиции

Илья Киселев

Если искать аналогии и слова, наиболее подходящие к описанию политической ситуации в Молдове, то самой близкой окажется цитата Льва Толстого: «Все смешалось в доме Облонских!»

Спустя год после создания в парламенте Молдовы коалиции, которая поставила целью демонтаж олигархической системы в стране, приближенные экс-олигарха В.Плахотнюка становятся все более весомой политической силой, создают свою парламентскую группу и практически «втемную» управляют правыми оппозиционными партиями, которые ранее позиционировали себя в качестве наиболее непримиримых противников олигарха.

Пожалуй, отправной точкой этой политической метаморфозы следует считать развал коалиции и отставку правительства Майи Санду, которая была спровоцирована ею самой. Оказавшись во главе правительства в июне 2019 г. и спустя пять месяцев осознав, что дальнейшее пребывание на этом посту приведет к резкому падению ее рейтинга, М.Санду решила перейти в оппозицию. На первый взгляд, этот шаг представлялся правильным и в стратегическом, и в тактическом плане: находясь в оппозиции и критикуя правительство, гораздо проще готовиться к президентским выборам, назначенным на осень нынешнего года. Тем более что поражения во втором туре от Игоря Додона в 2016 г. лишило М.Санду исполнения заветной мечты – достижения высшего государственного поста. Никто не сомневается, что взять реванш в 2020 г. – главная цель всей ее политической деятельности за прошедшие четыре года.

Отставка правительства Санду привела к созданию в парламенте новой коалиции – между Партией социалистов и Демократической парией, которую незадолго до этого покинули шесть наиболее близких к Плахотнюку людей во главе с его родственником Андрианом Канду, который в период олигархического режима занимал один их главных постов в государстве – спикера парламента. Необходимо отметить, что именно А.Канду подписывал те законодательные акты, которые отказывался промульгировать президент И.Додон. В этих случаях Конституционный суд «передавал полномочия президента» спикеру парламента.

В новом парламенте Канду со своими сторонниками сформировали парламентскую группу «Pro Moldova» и занялись тем же, чем занимались в предыдущем парламенте, – стали перетягивать к себе депутатов, оставшихся в Демократической партии. Этот процесс развивался настолько успешно, что на сегодняшний день парламентское большинство ПСРМ-ДПМ буквально «висит на волоске», составляя 51 депутатский мандат в парламенте, состоящем из 101 депутата.

Что касается аргументов, которые использовались в этом процессе, то они представляют собой денежные суммы от 300 тысяч до 1,2 миллиона долларов за выход из правящей коалиции. В Генеральную прокуратуру поступило несколько заявлений депутатов, не поддавшихся на соблазн, и по ним сейчас проводятся следственные действия. Однако перспективы этих расследований пока неясны, как неясно и то, смогут ли ПСРМ и ДПМ остановить процесс перехода депутатов к оппонентам.

Параллельно с этим процессом в парламенте проявилась еще одна тенденция. Ряд депутатов бывшего антиолигархического блока ACUM заявили об особых мнениях, которые оказались весьма близки к взглядам и целям, декларируемым Pro Moldova. Наличие таких депутатов давно предполагалось, и эта категория даже получила отдельное название «консервы Плахотнюка». Фактически это те депутаты, которые могут в определенной ситуации открыто игнорировать линию своей фракции и также присоединиться к Pro Moldova.

С изменением расклада в парламенте и уменьшением численности парламентского большинства партии, оказавшиеся в оппозиции, стали продвигать вотум недоверия правительству Иона Кику. Особенно активно в этом направлении действуют представители партии «Платформа DA» во главе с Андреем Нэстасе. Этот персонаж молдавской политики заслуживает более пристального внимания не в силу каких-то личных качеств, а, скорее, как образец политического неудачника. Попав в политику на волне протестных митингов против олигарха Плахотнюка, Нэстасе со своей партией вступил в блок с Санду и ее партией PAS, но оказался полностью отодвинутым на второй план. В 2016 г. его практически вынудили снять свою кандидатуру на президентских выборах в пользу М.Санду. Позже, в 2018-м, ему удалось выиграть выборы мэра Кишинева, но суд, подконтрольный Плахотнюку, аннулировал результаты выборов.

В 2019-м А. Нэстасе все-таки удалось занять пост главы МВД в правительстве М.Санду, но это был единственный портфель, который получила «Платформа DA» – все остальные забрали себе люди премьера из PAS. И вот в создавшейся сегодня ситуации Нэстасе всерьез решил взять реванш и возглавить новое правительство РМ. Его непомерным амбициям польстило заявление главы Pro Moldova Канду о готовности группы проголосовать за правительство Нэстасе.

Правда, сначала необходимо отправить в отставку правительство И. Кику, а учитывая, что глава партии «Шор» находится в бегах, для этого у оппозиции не хватает двух голосов. Предполагается, что недостающие голоса будут получены за счет новых перебежчиков из ДПМ или ПСРМ. Однако вся «изюминка» сложившейся ситуации заключается в том, что даже если, как было объявлено 18 июля, депутаты PAS М.Санду проголосуют за отставку И.Кику, то голосовать за новое правительство совместно с партией «Шор» они не станут – это будет смертельным ударом по шансам Санду на президентских выборах.

Кроме того, отставка правительства Кику неминуемо приведет к досрочным парламентским выборам, о необходимости которых уже неоднократно заявлял глава государства И.Додон. Поэтому практически ни у кого не возникает сомнений, что амбиции А.Нэстасе так и останутся неудовлетворенными. При этом необходимо учитывать, что в социально-экономической ситуации, сложившейся на фоне пандемии коронавируса, должность премьера весьма горяча.

В целом можно смело утверждать, что в Молдове происходит откат от достижений в области деолигархизации. Сегодня в среде оппозиции повестку дня определяет группа под руководством близкого к Плахотнюку человека А.Канду. Практически создана новая коалиция, получившая название «Альянс хаоса», которая пытается дестабилизировать обстановку в стране. Причем главной силой, которая используется с этой целью, являются ветераны Приднестровского конфликта. Поначалу на регулярных митингах ветеранов выдвигались исключительно экономические требования льгот для участников конфликта, но затем на них появились лозунги с требованием отставки правительства и президента. Эти лозунги были поддержаны представителями парламентской оппозиции, и 19 июля представители PAS, «Платформы DA», а также ряда унионистских партий приняли участие в митинге ветеранов.

Деятельность близких к Плахотнюку элементов привело к полной дезорганизации и фактическому развалу парламента, избранного в конце 2018 г. И этому в немалой степени способствовала деструктивная и эгоистичная позиция партий PAS и «Платформа DA». Существующий парламент ни в малейшей мере не соответствует тому составу, который был избран народом, и будет распущен президентом при первом же формальном поводе.

Очевидно, что досрочные выборы состоятся не позже марта-апреля будущего года. Рассматривалась также возможность проведения парламентских выборов в один день с президентскими – 1 ноября, но Конституционный суд РМ принял решение о недопустимости подобной практики.

* * *

Предпринятая вчера, 20 июля, в парламенте попытка вынести правительству Иона Кику вотум недоверия провалилась. За соответствующую инициативу проголосовали всего 46 депутатов от оппозиции из PAS, DA, Pro Moldova, «Шор».

Ритм Евразии. 21.07.2020

Читайте также: