Москва и Пекин дружат против общего врага
Владимир Скосырев
16 июля исполняется 19 лет подписания договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Это не первый договор двух держав, отношения между ними уходят вглубь веков. 70 лет назад, в эпоху Сталина и Мао Цзэдуна был подписан договор, превращавший наши страны в военных союзников. Но он не выдержал испытания временем и перестал выполняться, прежде всего в силу того, что две правящие партии по-разному толковали истину марксизма-ленинизма и претендовали на роль лидера международного коммунистического движения.
Преимущество нового договора перед прежним в том, что он лишен идеологической подоплеки и воплощает вполне прагматическое желание Москвы и Пекина построить добрососедские отношения. Этот момент отражен в статье 3, где говорится, что стороны уважают выбор развития, сделанный каждой из них. Смысл этой декларации очевиден. Китай в 2001 году, как и сегодня, провозглашал приверженность коммунизму, а Россия ринулась в неизведанные воды капитализма.
Сегодня особенно актуально звучат те разделы документа, где указано на отсутствие взаимных территориальных претензий, приверженность нерушимости государственных границ. Еще одно важное положение: стороны не участвуют в каких‑либо союзах или блоках и не предпринимают действий в ущерб другой стороне.
Если судить по телефонным беседам президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, по заявлениям МИДов двух стран, то связи успешно развиваются по колее, намеченной в 2001 году. Товарооборот превысил в прошлом году 100 млрд долл., Россия стала для Китая поставщиком газа, нефти, других минералов, а Китай – машинного оборудования, электроники, бытовой техники.
Комментируя разговор Путина и Си, состоявшийся в июле, официальное агентство «Синьхуа» подтвердило, что две страны будут продолжать взаимодействовать друг с другом, отвергая саботаж и интервенцию извне. «Саботаж» и «интервенция» – слова, весьма популярные в России и Китае в пору революционных войн и массового террора.
Почему оно всплыло сегодня? Как следует из комментария китайского агентства, Путин твердо поддерживает усилия по защите национальной безопасности Гонконга и меры против нарушения китайского суверенитета в этом особом административном районе. А руководитель КНР, в свою очередь, поддержал шаги Путина по укреплению России. Имеются в виду поправки к Конституции.
Что же получается? Получается, что Москву и Пекин ныне связывают не просто интересы добрососедства, взаимной выгоды, но и новый идеологический компонент – опасения стать жертвами вмешательства извне, оранжевых революций. Обоим лидерам тут найти общий язык очень просто.
Си Цзиньпин возглавил Поднебесную в 2014 году и с тех пор шаг за шагом усиливал личную власть. Комментаторы в Гонконге и других странах Азии, где живет много китайцев, пишут, что ни один вождь после Мао Цзэдуна не обладал такими полномочиями. А у нас дома Путин хотя и не добился такого же, как в Китае, контроля над населением, но закручивает гайки все туже и туже.
Общий враг, по идее, должен сплачивать. Но если наверху все ладушки, это не значит, что и внизу тишь да благодать. Как напомнила китайская газета Global Times, посольство РФ в Пекине опубликовало в Sina Weibo, китайском аналоге Twitter, пост, посвященный 160-летию Владивостока. В нем разъяснялся смысл слова «Владивосток». Это вызвало бурную реакцию в китайских социальных сетях.
Как уже отмечала «НГ» (см. номер от 05.07.20), их пользователи писали, что город когда-то принадлежал Поднебесной. А потом Англия, Франция и Россия, воспользовавшись слабостью династии Цин в XIX веке, захватили часть китайской земли. Вклад в разжигание антироссийских настроений внесли и китайский дипломат, работающий в Пакистане, и публицист из государственного издания.
Эта дискуссия вспыхнула в тот момент, когда вопрос о суверенитете и границах стал очень чувствительной темой в свете территориального конфликта между Китаем и Индией. Возможно, именно поэтому китайская интернет-аудитория (с сообщением посольства РФ познакомились около 7 млн пользователей) так бурно отреагировала на историю Владивостока в ее российской интерпретации.
Возникает вопрос: причастны ли власти к этой дискуссии? Нет, не причастны, Пекину в момент небывалого обострения отношений с Вашингтоном только ссоры с Россией не хватало. Чувство исторической обиды, как говорят эксперты, искусственно нагнетается сверху. Партия объясняет народу, что в период с 1840 года вплоть до победы революции Китай обижали, отнимали у него землю. И сейчас против Китая снова плетут интриги, чтобы отсечь от него Гонконг, Тайвань, Синьцзян.
Пропаганда кое на кого действует. Но это не значит, что Пекин помышляет о возвращении земель Сибири, Дальнего Востока. Это противоречит не только официальной политике КПК. Китаю нужны огромные средства для освоения своих отсталых и отнюдь не густо населенных районов на западе страны. Сейчас разрабатывается специальная программа развития под девизом «Идем на запад». Причем именно через западные районы должны будут идти товары в Европу по плану «Пояса и пути».
Многие эксперты предсказывают, что мир может снова стать биполярным. Только возглавлять два лагеря будут не Советский Союз и США, а Китай и США. Оправдается этот прогноз или нет, но Россия попадает в не очень завидное положение. Пока что в ракетно-ядерной сфере она сохраняет паритет с США. Но ее экономическая мощь несопоставима ни с одной из двух сверхдержав. Россия становится шаг за шагом сырьевым придатком КНР.
Москва, как видно из выступления министра иностранных дел Сергея Лаврова, не считает, что американо-китайская торговая война идет ей на пользу. Более того, российские должностные лица говорят, что Москва не желает быть втянутой в конфронтацию Китая и США.
Но удастся ли ей остаться в стороне? Как отмечается в докладе Брукингского института, в треугольнике Россия–США–Китай Россия – самая слабая сторона. Мало того, она сама навлекла на себя многие вызовы со стороны Запада, будь то в Сирии, Донбассе.
Иными словами, Владимир Путин и его силовой блок, желая воплотить свою мечту о возвращении России статуса великой державы, втянули страну в конфликты, из которых не видно выхода. А это сужает для Москвы свободу манера, нужную для того, чтобы ослабить хватку Китая.
Независимая газета. 15.07.2020