Лукашенко нужны деньги
Антон Ходасевич
Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился не допустить падения экономики в этом году. Найти инвестиции и дать предприятиям деньги он поручил банковскому сектору. Эксперты не разделяют оптимизма властей относительно перспектив экономического роста и тех путей, которыми власти намереваются их достичь.
Об ответственности банков за финансирование предприятий реального сектора Александр Лукашенко говорил уже несколько раз в течение последнего месяца. Более того, он назначил главу Нацбанка Павла Каллаура ответственным наряду с премьер-министром за выплату заработной платы и поддержку работы государственных предприятий.
Не исключено, что банкиры жаловались на недостаток средств. Согласно данным статистики, за последний месяц белорусы сняли со своих счетов в банках около 135 млн долл. Особенно активно снижается объем валютных сбережений населения в банках – с начала года минус 9% (рублевые сократились на 2%). Всего с начала года население забрало из банков примерно 640 млн долл.
Кроме того, как признался Лукашенко, «некоторые страны, в том числе Россия, ограничили внешние лимиты для белорусских банков». Это значит, что иностранные банки, в первую очередь российские, отказались покупать белорусские облигации через свои дочерние структуры, как это практиковалось ранее.
Эксперты обращают внимание на то, что и действия российских банков, и решения белорусов забирать свои деньги со счетов имеют одну природу – действия властей Белоруссии в отношении Белгазпромбанка. «Мы прихлопнули газпромовский банк», – хвастал Лукашенко. Напомним, что акционеры отстранены от управления банком и туда назначена временная администрация, его менеджеры задержаны, и какова судьба его активов, не совсем понятно. Некоторые эксперты, комментируя отсутствие реакции российских акционеров, прогнозируют, что счет из Москвы еще придет. В частности, юрист Юрий Гуща пишет о том, что он может составить сумму около 7 млрд долл. (15% ВВП Белоруссии). Потеря репутации, отток клиентской базы, снижение качества корпоративного управления, потеря кредитного и депозитного портфелей, вскрытие банковских ячеек и утрата их содержимого, перечисляет он слагаемые потерь банка и его акционеров. Таким образом, количество свободных денег сокращается, а потребности властей в разгар сложной президентской кампании только растут. Сказывается и торможение экономики, вызванное пандемией. Белоруссия хоть и не объявляла карантин, но население гораздо меньше пользовалось разного рода услугами. Согласно статистике, оптовый товарооборот в первом полугодии упал почти на 9%, общественное питание потеряло 21,2%, грузов перевезено на 8,8% меньше, пассажиров – на 28,4%. Промышленное производство снизилось на 3,1%. В результате ВВП страны сократился в первом полугодии на 1,7%.
Президент Белоруссии при этом считает, что к концу года экономика Белоруссии может и должна выйти хотя бы в ноль. «Нужно найти, выхватить каждый шанс, любую возможность для движения вперед… Мы просто не можем себе позволить катиться вниз, потому что оттуда будет очень тяжело подниматься. Насколько это возможно, мы должны удержаться при всех проблемах в этом году, – распорядился он. – От Нацбанка я также жду более активного участия в данном процессе, и это не мечтания». «Недостаток длинных и дешевых денег для кредитования инвестпроектов, особенно со сроком окупаемости 7–10 лет‚ как, например, в машиностроении или нефтехимии», он поручил восполнить Нацбанку и коммерческим банкам. Причем под личную ответственность руководителей: «Каждый банкир должен персонально отвечать, какие он деньги привлек с внешних рынков и на каких лучших условиях... У вас должны быть обширные контакты. И не только с россиянами, но и в Европе, Америке, Китае... чтобы привлечь денежные ресурсы». Как следует из заявлений президента, средства он намерен направить крупнейшим госпредприятиям в виде недорогих кредитов (смягчить денежно-кредитную политику и снизить ставку рефинансирования он распорядился ранее): «Кто сложил руки или, не дай бог, людей начал увольнять, на поддержку государства пусть не рассчитывает… Но тем, у кого есть живые экспортные контракты, или тем, кто запустил инвестиционный проект, надо помочь обязательно».
В то же время эксперты напоминают, что еще недавно Белоруссия брала курс на сокращение директивного кредитования, а эксперты и вовсе советовали сокращать масштабы госсектора, который отрицательно влияет на эффективность экономики и ухудшает состояние банков, вынужденных его кредитовать. Выполнение нынешних требований президента лишь усугубит эту ситуацию. Если же банки не смогут выполнить его, то власти вынуждены будут напечатать пустые деньги, что также будет иметь негативные последствия. Нереальными эксперты считают и планы по удержанию ВВП Белоруссии на уровне прошлого года. Например, МВФ считает, что он снизится по итогам 2020 года на 6%. Европейский банк реконструкции и развития – на 5%. Евразийский банк реконструкции и развития – на 3,3%.
Независимая газета. 21.07.2020