Хочешь мира — готовься к Вене
Елена Черненко
В понедельник в Вене высокопоставленные делегации из России и США обсудят будущее контроля над вооружениями. В центре внимания — Договор о стратегических наступательных вооружениях, действие которого скоро истекает. Москва предлагает продлить его еще на пять лет, но Вашингтон тянет с ответом. Судя по всему, США начали готовить общественное мнение к тому, что договор продлен не будет: накануне встречи в Вене Госдепартамент опубликовал обзор, из которого следует, что Россия вот уже 35 лет систематически нарушает взятые на себя обязательства и договариваться с ней о чем-либо проблематично.
В Вене глава российской делегации, замминистра иностранных дел Сергей Рябков впервые встретится с новым спецпредставителем президента США в Госдепартаменте по контролю над вооружениями Маршаллом Биллингсли. Изначально американская сторона рассчитывала, что к этой встрече Маршалл Биллингсли уже займет пост заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями, на который его номинировал Дональд Трамп. Но в начале июня его кандидатуру заблокировал один из сенаторов, республиканец Чак Грассли. Таким образом законодатель попытался надавить на Белый дом, заставив его объяснить причины увольнения двух известных людей с постов генеральных инспекторов Госдепа и разведслужб.
В конце прошлой недели сенатор получил из администрации президента некое письмо с разъяснением логики действий главы государства в истории с генеральными инспекторами и свои возражения против утверждения Маршалла Биллингсли снял. Но на организацию слушаний времени уже не было, а потому в Вене глава американской делегации формально будет ниже по статусу, чем его российский визави.
Это, впрочем, совершенно не помешало Маршаллу Биллингсли начать диктовать условия встречи. Он с ходу объявил, что пригласил на нее и китайскую делегацию, поскольку Вашингтон считает крайне важным подключить Пекин к двусторонним, российско-американским договоренностям в сфере контроля над вооружениями.
Дисбаланс в ядерном потенциале американскую сторону не смущает: по последним подсчетам Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), у России — 6,375 тыс. боеголовок, у США — 5,8 тыс., а у Китая — 320. Но в США уверены, что Китай скрывает реальные цифры, стремительно наращивая и модернизируя свой арсенал.
В Пекине ответили официальным отказом на приглашение в Вену. Вашингтон требовал от Москвы переубедить китайцев, но в интервью “Ъ” Сергей Рябков сказал, что подключение к переговорам должно быть «суверенным, самостоятельным решением Китая», а «таскать за США каштаны из огня Россия не будет».
Однако Маршалл Биллингсли не сдавался. Он призвал китайцев пересмотреть свое решение, попытавшись сыграть на их амбициях. Если Китай считает себя «великой державой», то должен вести себя «ответственно», написал он в Twitter. И добавил: «Кресло за столом переговоров ждет Китай в Вене».
Но судя по всему, оно останется пустым, и обсуждать будущее контроля над вооружениями США и Россия будут в привычном двустороннем формате. Повестка обещает быть обширной, но в центре внимания явно будет истекающий 5 февраля 2021 года Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружениях (Договор о СНВ). Если он не будет продлен, то Москва и Вашингтон впервые с 1991 года останутся без договора, ограничивающего этот вид вооружений. Россия предлагает США продлить Договор о СНВ еще на пять лет — без предусловий и как можно скорее. США же, по словам Маршалла Биллингсли, нацелены на выработку договоренностей «следующего поколения» — с участием Китая и включением всех новейших видов вооружений.
Компромиссом может стать продление Договора о СНВ не на пять лет, а на меньший срок, за который стороны могли бы попробовать договориться о чем-то новом.
В американской прессе были утечки, что Белый дом рассматривает такой вариант, и российская сторона в целом демонстрировала готовность к такому повороту. Но судя по всему, власти США готовят общественное мнение и к непродлению договоренностей с Россией. По крайней мере, такой вывод напрашивается из доклада, опубликованного Госдепартаментом в минувший четверг.
В нем рассказывается о том, как СССР и Россия последние 35 лет соблюдали — а точнее не соблюдали — свои международные обязательства в сфере контроля над вооружениями. В докладе сказано, что в последние годы холодной войны и первое время после нее Москва еще более или менее играла по правилам, но с 2000-х годов, когда отношения с США стали портиться, Россия вступила в «новый период агрессивного соперничества и несоблюдения обязательств».
«По мере того как Россия оправлялась от экономических и социальных потерь транзитного периода, последовавшего за распадом Советского Союза, оптимистичные надежды (США.— “Ъ”) на то, что американо-советская напряженность может смениться новой эпохой сотрудничества великих держав, становились все более призрачными,— сказано в обзоре.— Эта проблема затронула многие сферы, в том числе и соблюдение Россией своих международных обязательств. Вопреки надеждам (США.— “Ъ”) на новую эру сотрудничества и доверия Кремль в последние годы стремился восстановить большую часть своей прежней сферы влияния, используя неприкрытую военную агрессию, марионеточные силы, политическую и военную подрывную деятельность, манипулирование политическими, экономическими, энергетическими и военными отношениями».
По мнению составителей доклада, Россия «все чаще выступает в роли дестабилизирующего ревизионистского государства», «игнорирующего или просто рассматривающего как факультативные» свои международные и двусторонние обязательства. Среди соглашений, которые Россия якобы нарушила: Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности, Конвенция по запрещению химического оружия, Договор по открытому небу, Президентские инициативы РФ—США, мораторий по запрещению ядерных испытаний.
«В то время как Соединенные Штаты стремятся создать новый трехсторонний механизм контроля над вооружениями, в соответствии с которым и Россия, и Китайская Народная Республика войдут в соглашение об ограничении ядерных арсеналов, чтобы предотвратить ядерную гонку вооружений, эта вызывающая беспокойство склонность России к нарушениям представляет собой серьезный вызов»,— говорится в документе.
В Госдепартаменте подчеркивают, что США все еще считают контроль над вооружениями важным фактором стабильности, а потому готовы договариваться с Россией, «несмотря на долгую историю проблематичного поведения российских властей».
В то же время в докладе многократно подчеркивается, что цель США — трехстороннее соглашение с подключением Китая.
Российские официальные лица Вашингтону предъявляют схожие претензии. Так, Сергей Рябков в недавнем интервью “Ъ” назвал США «серийным нарушителем международных договоров и обязательств в сфере контроля за вооружениями». В российском МИДе могли бы составить схожий обзор с обличением действий США (и по традиции «отзеркаливания» всех действий американской стороны наверняка еще составят). Но договориться о совместных шагах такие меры не помогут. Зато ими можно оправдать отсутствие прогресса на переговорах.
Коммерсантъ. 22.06.2020