Премьеру Киргизии отдых не пошел на пользу
Кабай Карабеков, Бишкек
Глава правительства Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев ушел в отставку, так и не вернувшись из отпуска. Туда он уходил, чтобы доказать свою непричастность к коррупционному скандалу с продажей частот дочерней компании «Билайна». Тем не менее, по словам господина Абылгазиева, за две недели следователи так и не задали ему ни одного вопроса. По информации источников “Ъ”, перед уходом в отпуск у премьер-министра состоялся непростой разговор с президентом Сооронбаем Жээнбековым.
Вечером в понедельник премьер Киргизии заявил об отказе от полномочий. Свое решение он преподнес так, чтобы не оставалось сомнений: он руководствуется исключительно интересами республики.
«В связи с прозвучавшими в адрес правительства обвинениями по уголовному делу, связанному с продлением и переоформлением радиочастотных ресурсов, в интересах проведения объективного и всестороннего расследования и во избежание обвинений в оказании давления на следственные органы мною было принято решение взять краткосрочный отпуск,— напомнил он о своем прежнем решении.— Я уже говорил и еще раз хочу особо подчеркнуть, что не имею никакого отношения к этому делу, а прозвучавшие в мой адрес обвинения не имеют под собой никаких оснований. В течение моего двухнедельного отпуска следственные органы ко мне с какими-либо вопросами не обращались. Уверен, что следствие расставит все по местам и выявит истинных виновных в нарушении закона. Но, к сожалению, расследование все еще не завершено. Исходя из этих соображений, я принял решение сложить с себя полномочия премьер-министра».
Скандал с продажей некоторых радиочастот разгорелся в Киргизии в начале мая. После праздников началась череда арестов высокопоставленных чиновников.
В числе первых Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии арестовал экс-председателя Государственного агентства связи Наталью Черногубову. Вслед за ней в СИЗО ГКНБ отправились несколько офицеров самой спецслужбы, курировавших сделку по продаже радиочастот.
Арестованных чиновников и силовиков обвинили в необоснованной продаже ООО Sky Mobile (дочерняя компания «Билайна») за $1,8 млн компании «Ала-ТВ», а вместе с ней и лицензии по использованию радиочастотного спектра 200 МГц, предназначенного исключительно для вещания кабельного телевидения. Затем сотовая компания переоформила в Госкомитете связи радиочастоты для работы связи в режиме 4G. Неафишировавшаяся сделка была оформлена в марте. В результате, как считает следствие, государству был нанесен ущерб в 5 млрд сомов ($67,5 млн).
20 мая депутат парламента Жанар Акаев заявил, что продажа радиочастот не могла быть осуществлена без участия высокопоставленных чиновников страны.
«Речь идет об очень большой сумме ущерба, поэтому премьер-министр должен доказать свою непричастность к этому скандалу. В случае если глава правительства имеет к этому отношение, он должен ответить»,— заявил господин Акаев.
Сразу после этого премьер Абылгазиев взял краткосрочный отпуск. Как сообщила пресс-служба премьера, сделал он это, чтобы избежать обвинений в оказании давления на следствие, а также в целях беспристрастного проведения расследования. Перед уходом в отпуск он провел совещание, на котором призвал своих коллег в правительстве продолжать работать честно и открыто.
При этом следственные действия только набирали обороты. 15 июня ГКНБ арестовал гендиректора ООО «Ала-ТВ» Артура Халдарова. Как сообщили “Ъ” в окружении экс-премьера, господина Халдарова подозревают в обналичивании $800 тыс. из поступивших за сделку на счет компании $1,8 млн. При этом $60 тыс. гендиректор «Ала-ТВ» якобы отдал за покровительство сотрудникам ГКНБ — тем самым, что уже находятся в СИЗО. Следователи выясняют, куда делась оставшаяся сумма. По предварительным данным, Артур Халдаров должен был передать ее нескольким высокопоставленным чиновникам в правительстве, но не сделал этого или не успел сделать.
Следователи провели очную ставку руководителя аппарата правительства Самата Кылжыева с одним из замов председателя Госкомсвязи, занимавшегося этой сделкой в ведомстве. Как сообщили “Ъ” источники в правительстве, фигуранты этого дела не подтверждают участия премьера в афере. Не подтвердилась также информация о том, что все указания руководству Госкомсвязи давал руководитель аппарата правительства.
По информации “Ъ”, перед уходом в отпуск у премьера состоялся весьма непростой разговор с президентом Киргизии Сооронбаем Жээнбековым.
По сути, решение об отставке премьера было принято сразу после беседы президента с главой правительства. Но господину Абылгазиеву сообщили об этом только 11 июня, когда премьер намеревался вернуться из отпуска на работу.
А утром 15 июня президент Киргизии принял первого вице-премьера Кубатбека Боронова, которому и сообщил о перспективах премьер-министра и правительства. Так господин Боронов стал исполняющим обязанности главы правительства до тех пор, пока должность премьера перестанет быть вакантной. Как считают информированные источники “Ъ” в правительстве Киргизии, сохранять пост де-факто главы правительства господин Боронов может достаточно долго — до парламентских выборов, запланированных на октябрь. Но формально этот вопрос будет рассматриваться в парламенте республики 16 июня.
Коммерсантъ. 15.06.2020