Политическая реформа в Казахстане не мешает разгонять мирные митинги
Виктория Панфилова
Власти Казахстана проводят политическую реформу, меняя законодательство о митингах. Однако попытка активистов собраться на мирную акцию закончилась арестами. В крупнейших городах страны задержали десятки человек, причем многих из них на подходе к площадям. Одновременно объявлено о второй волне коронавируса и усилении мер, чтобы не допустить распространения заражения.
В Казахстане после вступления в силу закона о проведении мирных собраний и снятии карантина из-за эпидемии в крупных городах прошли митинги. В общей сложности в них приняли участие несколько сотен человек. В результате – более сотни задержанных и площади, оцепленные для дезинфекции.
Таков итог первых мирных собраний, к участию в которых призвали две оппозиционные структуры – инициативная группа по созданию Демократической партии во главе с активистом Жанболатом Мамаем и запрещенное движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) опального банкира Мухтара Аблязова. Их поддержало движения «Оян Казахстан» и др. Повестка митингов – кредитная амнистия, помощь населению в условиях кризиса, освобождение политзаключенных и запрет на продажу земель иностранцам.
Власти признали акции незаконными. Во-первых, массовые мероприятия в условиях карантина запрещены и наказуемы. В частности, министр здравоохранения Елжан Биртанов накануне заявил, что в Казахстане началась вторая волна заражений COVID-19. Во-вторых, митинги не согласованы, настаивают чиновники. Новый закон предусматривает «уведомительный характер» мирных собраний, который вступил в силу 6 июня. Это значит, что именно 6 июня надо было подать заявку на проведение акции на 11 июня. Однако Мамай и его соратники парировали тем, что подали уведомление в мэрию Алма-Аты за 10 дней до акции, которая состоялась 6 июня, сообщило Радио «Азаттык» (казахская служба Радио «Свобода»). Однако власти ее расценили как не соответствующую новому законодательству.
«Ситуация лишний раз свидетельствует об отсутствии полноценного диалога государства с обществом и его институтами, включая оппозицию. Выход местных чиновников и депутатов местных органов власти к протестующим с выяснением, «кто здесь прав и не прав», и призывами разойтись диалогом никак назвать нельзя. Попытки властей предотвратить события путем акцентирования внимания на необходимости соблюдения карантинного режима и нового закона о мирных собраниях, вступившего в силу 6 июня, не сработали», – считает директор аналитического центра «Альтернатива» Андрей Чеботарев. По его словам, с инициаторами проведения акций представителям властей следовало встретиться заранее и обсудить суть поднимаемых этими людьми вопросов и возможных путей их решения. Площадок для такого диалога предостаточно. Главное – проявить для начала необходимую волю и способность сесть за стол переговоров и вести диалог на равных с политическими оппонентами или просто недовольными гражданами.
Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Воробьев сказал «НГ», что проводимая политическая реформа в Казахстане соответствует духу времени: информированность и гражданская активность населения растут. Равно как и социальное недовольство, которое требует выхода наружу. «Власти республики хотели бы, чтобы эта активность не была бесконтрольной и оставалась в определенных политических рамках. Не выходила бы за пределы некоего очерченного круга целей, методов, участвующих политических сил. Это тоже одна из целей реформы», – подчеркнул эксперт.
Второй вводной, по его мнению, вероятно, и объясняются действия властей в отношении выступлений сторонников Аблязова. «Эта сила находится вне приемлемых для властей рамок протестной активности. После проведения реформы для Аблязова мало что изменилось. Однако очевидно, что отвергаемые властями оппозиционеры увидели в происходящем окно возможностей для себя, а для властей сложился цугцванг. Если бы власти не пресекли акцию сторонников Аблязова, то оппозиционеры легализовали бы себя в политическом поле Казахстана – и в дальнейшем, чувствуя себя в безопасности, расширяли бы свою активность. Однако и задержания оппозиционеров на фоне подписания закона о митингах также выставляют власти Казахстана не в лучшем свете, частично дискредитируя реформу как в глазах международного сообщества, так и своего населения», – считает эксперт. Власти, по словам Воробьева, находятся в непростом положении. С одной стороны, важно поддерживать диалог с обществом и работать с растущим недовольством. С другой – углубление реформ и дальнейшая либерализация могут создать ситуацию, похожую на период перестройки в СССР. Начатые генсеком Михаилом Горбачевым скромные поначалу реформы радикализировались, а затем привели к крушению прежней политической системы.
Независимая газета. 07.06.2020