Конфликт интересов: кто виноват в очередном кризисе киргизско-казахстанского транзита?
Ирина Больбот
В торгово-экономических отношениях Киргизии и Казахстана возникли серьезные проблемы. В конце мая на киргизско-казахской границе образовалась огромная очередь большегрузов, в многокилометровой пробке стоят водители-дальнобойщики, которые не могут попасть в Казахстан. На 6 июня на пункте пропуска скопилось около 500 машин. В сложившейся ситуации стороны обвиняют друг друга.
Блокада ради конкуренции
Недовольство киргизской стороны вызвано тем, что соседи ввели дополнительные требования по пересечению границы для большегрузного транспорта. С конца февраля казахской стороной осуществляется проверка и сканирование следующих документов: CMR (международная товарно-транспортная накладная), ТТН (товарно-транспортная накладная), инвойс или счет-фактура, техпаспорт на транспортное средство, талон о прохождении границы. В Министерстве экономики КР назвали подобные действия скрытым таможенным контролем, который, по мнению специалистов из КР, в корне противоречит нормам Союза и нарушает положения статьи 25 Договора о ЕАЭС в части обеспечения свободы передвижения товаров на внутреннем рынке объединения. Кроме того, из-за пандемии коронавируса эти проверки усилились.
3 июня на КПП «Актилек – Автодорожный» и КПП «Карасу» состоялось выездное совещание с участием представителей делегаций обеих сторон. Во время встречи представители двух республик провели хронометраж времени прохождения контрольно-пропускных пунктов грузовиками, а также подсчитали число машин, проехавших из одной страны в другую за три часа. По информации пресс-службы аппарата правительства КР, «эксперимент» показал, что все обвинения казахстанской стороны относительно длительности прохождения фур на КПП «Актилек – Автодорожный» (киргизская часть) не имеют под собой основания. Задержки возникли на КПП «Карасу» (казахская часть).
«В течение трех часов хронометража из Казахстана в нашу страну въехало 61 автотранспортное средство, из Кыргызстана в Казахстан выехало 21 автотранспортное средство. В ходе совещания казахстанская сторона признала, что скопление образовалось по вине казахстанской стороны, и заверила об информировании центрального руководства страны о реальности происходящей ситуации», – добавили в пресс-службе кабмина.
В ответ на заявление Комитета государственных доходов РК о контрабанде власти Киргизии констатируют, что киргизско-китайская государственная граница была закрыта с 24 января. Таким образом, опасения казахстанской стороны относительно теневого реэкспортного товара из Поднебесной излишни.
Правительство Киргизии назвало сложившуюся ситуацию критической и призвало власти соседней страны не создавать искусственных барьеров. 4 июня вице-премьер-министр Киргизии Эркин Асрандиев во время выездного совещания на контрольно-пропускном пункте «Актилек – Автодорожный» заявил, что действия Казахстана противоречат договоренностям союзных государств.
«На протяжении долгого времени существуют сложности на границе с Казахстаном. Усугубилась ситуация с прошлого года. А в последние недели ситуация переросла в критическую. Сотни машин стоят в пробке на протяжении нескольких суток. Я лично ознакомился с процедурой прохождения водителей на границе из Казахстана в Кыргызстан. Заключается она в паспортном контроле, сборе анкетных данных медицинскими работниками для дальнейшего контроля, сдачей анализа на наличие вируса, и далее грузоперевозчик на территории Кыргызстана ожидает результаты теста. Порядок выезда тоже несложный. А вот с казахской стороны все проходит медленно», – приводит слова вице-премьера пресс-служба кабмина.
Эркин Асрандиев (на переднем плане – в центре) на контрольно-пропускном пункте «Актилек – Автодорожный»
Э.Асрандиев отметил, что власти КР ведут работу на площадке ЕАЭС для устранения барьеров. «К сожалению, на внутренних границах союза ситуация сложная. Намного сложнее, чем на внешних границах. Мы с прошлого года в рамках регламента ЕАЭС обращаемся в Коллегию, так как ситуацию расцениваем как барьер. И это противоречит нашим внутрисоюзным договоренностям. Будем надеяться, что в ближайшее время вопрос будет решен», – добавил он.
Замминистра экономики КР Эльдар Алишеров и вовсе уверен, что Казахстан намеренно устроил блокаду киргизским экспортерам из-за конкуренции: «Казахстан нарушает все правила ЕАЭС. С начала 2019 года соседи ведут налоговый контроль на границе, хотя по требованиям ЕАЭС на границе должна работать только пограничная служба. Казахстанская сторона намеренно затормаживает двустороннюю торговлю и экспорт и идет нечестным путем, используя незаконные инструменты».
На проблему отреагировали и депутаты киргизского парламента. Комитет Жогорку Кенеша по международным делам, обороне и безопасности на заседании снял с повестки все вопросы ЕАЭС. Инициатором «бойкота» стал депутат Каныбек Иманалиев, который предложил правительству направить ноту в адрес секретариата Союза. Коллеги единогласно поддержали Каныбека Иманалиева. В тот день нардепы должны были рассмотреть проекты законов, связанных с формированием общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, о взаимодействии государств – участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии и другие.
Борьба с контрабандой
Ждать ответа казахской стороны долго не пришлось. В пятницу, 5 июня, комитет государственных доходов Министерства финансов РК заявил, что действует в целях защиты экономических интересов государства и снижения теневого оборота товаров.
«С начала 2019 года выявлено оформление 10,3 тыс. товаросопроводительных документов на подставных лиц и банкротов, более 13 тысяч фактов лжетранзита. По результатам первого квартала из заявленных в качестве транзита через РК в РФ 17% грузов осталось в Казахстане. Такой теневой оборот товаров наносит урон бюджету и ставит в неравные конкурентные условия отечественный бизнес. Все эти факты доведены до сведения компетентных органов Кыргызской Республики. В течение 2019-2020 годов был ряд встреч на уровне компетентных органов и правительств в двустороннем формате на площадках ЕАЭС и ВТО», – отметили в ведомстве.
По данным комитета, в феврале текущего года была обсуждена необходимость взаимодействия в вопросах снижения контрабанды товаров путем обмена предварительной информацией по перемещаемым грузам, использования навигационных замков и имеющихся данных в информационных системах двух стран.
«Это способствовало бы организации цивилизованной торговли и увеличению доходов бюджетов обоих государств. Однако протокол встречи не был подписан киргизской стороной, направленная по почте версия осталась без ответа. Вместо конструктивного диалога со стороны киргизских партнеров идет намеренное обострение ситуации на границе и провокация с целью признания торговым барьером внутреннего налогового администрирования в РК», – отметили в КГД.
Скопление грузовиков на границе казахская сторона связала с началом сезона плодоовощной продукции, возобновлением торговли с КНР и приостановлением работы пяти автомобильных пунктов пропуска в связи с COVID-19. Интенсивность перемещаемых автотранспортных средств стала превышать скорость прохождения пунктов пропуска.
«3 июня в целях установления причин скопления на АПП «Карасу» и АПП «Актилек – Автодорожный» проведена рабочая встреча представителей Республики Казахстан и Киргизской Республики. Хронометраж контрольных процедур показал, что прохождение двух сопредельных пунктов пропуска заняло 30-35 минут, из них сканирование документов для налогового контроля РК – 3 минуты. При этом киргизская сторона в момент проведения хронометража утверждала, что после сдачи ПЦР-тестов водители выпускаются в РК без ожидания результатов, лишь заполнив анкету. В этой связи возникает вопрос: зачем это делать на пункте пропуска? Казахстанской стороной данный тест проводится за пределами пунктов пропуска, чтобы не создавать очередь на границе», – говориться в официальном заявлении.
Казахстан призвал Киргизию принять совместные меры по организации цивилизованной торговли и сокращению теневого оборота в интересах бюджетов и бизнеса. Без принятия совместных мер решение данного вопроса является невозможным, пригрозили в комитете государственных доходов Министерства финансов РК.
Стоит напомнить, что первые весомые проблемы киргизско-казахского транзита начались в октябре 2017 года. Казахстан ужесточил процедуру прохождения таможенного контроля для большегрузного транспорта из Киргизии в ответ на заявление тогдашнего президента КР Алмазбека Атамбаева о том, что «казахские власти навязывают Кыргызстану своего руководителя». Кризис продлился два месяца. Граница была открыта только после личной встречи новоизбранного президента КР Сооронбая Жээнбекова с Нурсултаном Назарбаевым. После этого Казахстан несколько раз усиливал проверки на границе с Киргизией.
* * *
9 июня ожидается заседание коллегии Евразийской экономической комиссии, на котором будут рассмотрены, в т.ч., проблемы транзита на киргизско-казахской границе. Обе стороны конфликта надеются, что смогут прийти к общему знаменателю при помощи евразийских коллег. Решения проблемы с нетерпением ждут грузоперевозчики и фермеры, которые стали невольными заложниками «войны интересов» двух соседних государств.
________________________
Фото: knews.kg
Ритм Евразии. 09.06.2020