Часы трудного дня: чего стоит ждать от переговоров по СНВ-3 в Вене

Екатерина Постникова

Российско-американские консультации по вопросам стратегической стабильности имеют важное значение, однако рассчитывать на громкий прорыв в ходе грядущих переговоров в Вене не стоит. К такому выводу пришли опрошенные «Известиями» эксперты. Они подчеркивают: сейчас действия нынешней администрации США полностью диктует логика американских выборов и новой холодной войны с Китаем. Его отказ от трехсторонних переговоров, к слову, может стать хорошим поводом переложить на Пекин вину за развал международного контроля над вооружениями.

Времени все меньше

22 июня в Вене пройдут двусторонние российско-американские консультации по вопросам стратегической стабильности. Ожидается, что замглавы МИД РФ Сергей Рябков и его американский визави, спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли обсудят судьбу Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), который истекает в феврале 2021 года.

По словам Сергея Рябкова, решать этот вопрос надо как можно скорее, поскольку заниматься продлением документа после выборов президента США (ноябрь 2020 года) будет уже поздно. «Почти стопроцентно непроницаемый антироссийский двухпартийный консенсус в США» независимо от исхода выборов не обещает ничего хорошего в отношениях Москвы и Вашингтона, констатировал дипломат в беседе с журналом The National Interest. Ранее в интервью программе «Большая игра» он подчеркивал, что систему контроля над вооружениями пытаются разрушить именно правящие республиканцы и что «администрация [Дональда] Трампа даст возможность Договору СНВ-3 2010 года истечь». Позднее The Washington Post, ссылаясь на источники в Белом доме, сообщила, что Штаты «абсолютно готовы уйти» из соглашения.

Официально США свою четкую позицию не объявили. Более-менее определенно известны две вещи: во-первых, точные сроки его продления Вашингтон пока обсуждать не готов и,      во-вторых, он настойчиво требует подключить к переговорам Китай. О том, что Пекин позвали на венские консультации, Маршалл Биллингсли сообщил в своем Twitter, задавшись вопросом: «Будет ли Китай добросовестно вести переговоры?». МИД КНР этот призыв в очередной раз отверг: как сказал представитель ведомства Хуа Чуньин, когда «официальное лицо страны, вышедшей из ряда международных соглашений (от Договора по открытому небу до иранской ядерной сделки), говорит о переговорах доброй воли, это абсурдно».

Как рассказал «Известиям» источник в российских дипломатических кругах, участие в документе Китая нерелевантно как минимум по двум причинам: во-первых, нынешний договор написан исключительно под двусторонние отношения РФ и США; во-вторых, на введение в соглашение нового участника, которое потребует скрупулезного согласования параметров для трех стран, остается слишком мало времени — менее восьми месяцев. Если участие Пекина так нужно американцам, им следует работать с ним напрямую, подытожил собеседник «Известий».

Широкая повестка

При этом вероятно, что одним СНВ-3 обсуждения не ограничатся. По мнению американского эксперта клуба «Валдай» Ричарда Вайца, стороны затронут новую политику РФ в области ядерного сдерживания, выход США из Договора по открытому небу, а также спорные военные маневры в Европе.

Однако ждать принципиальных прорывов от встречи не приходится. Вполне возможно, что эти консультации — одна из сторон президентской кампании, которая сейчас полностью определяет действия американской администрации.

— Нынешнего обитателя Белого дома не может радовать перспектива предстать перед избирателями в ноябре в роли могильщика контроля над стратегическими вооружениями, — пояснил «Известиям» глава Российского совета по международным делам, эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов. — Не потому, что сам Трамп понимает ценность этого контроля для американских интересов: по всей видимости, такого понимания в Белом доме сегодня нет. Но потому, что было бы глупо дать дополнительный козырь в руки Джо Байдену (кандидат от демократов. — «Известия») и его команде, которым те не упустят возможности воспользоваться.

В условиях новой холодной войны между США и Китаем отказ последнего от переговоров — хороший повод переложить на него ответственность за развал контроля над вооружениями «из-за эгоистической и безответственной позиции» Пекина, отмечает эксперт. В свою очередь, Ричард Вайц допускает, что для давления на КНР Штаты могут использовать темы, представляющие для Пекина особенный интерес, — например, северокорейское направление или продление оружейного эмбарго в отношении Ирана. Администрация Трампа готова попытаться девальвировать значение крупных площадок (например, пятерки постоянных членов Совбеза ООН), чтобы помешать Китаю выражать свою позицию более артикулированно, предположил эксперт.

Таким образом, проведение консультаций между Москвой и Вашингтоном — безусловно, новость хорошая, однако переоценивать их не стоит. Новые переговоры вполне могут оказаться всего лишь седативным средством, призванным успокоить американскую и международную общественность на пороге решающих политических баталий в США, подытожил Андрей Кортунов, подчеркнув, что реальный прогресс по вопросам стратегической стабильности возможен не ранее будущего года.

Справка "Известий"

В апреле 2010 года в Праге президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он заменил собой Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанный в 2002 году в Москве. Срок действия СНВ-3 истекает 5 февраля 2021 года, после этого его можно продлить еще на пять лет.

В договоре стороны согласились, что их СНВ не должны превышать следующие цифры: а) 700 единиц для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков; б) 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ, а также боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками; в) 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков. Договор предусматривает четкую систему взаимных проверок и уведомлений.

Известия. 15.06.2020

Читайте также: