БезГраничный спор: Киргизия и Узбекистан перед лицом пограничных конфликтов

Ирина Больбот

Конфликты на киргизско-узбекской границе вспыхивают довольно часто и, как правило, носят бытовой характер. Последние столкновения произошли 31 мая в приграничной зоне Баткенской области между жителями киргизского села Чечме Кадамжайского района и жителями села Чашма Сохского района Узбекистана. Сельчане не поделили источник воды. Словесный спор о том, кому принадлежит вода, быстро перетек в массовую драку с забрасываем друг друга камнями и поджогами домов. В инциденте пострадали 25 киргизстанцев, один человек скончался позже в больнице. С узбекской стороны пострадали 187 человек.

Сохранить достигнутый мир

1 июня первый вице-премьер-министр КР Кубатбек Боронов встретился с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым на пропускном пункте «Чечме-автодорожный» в Баткенской области. Стороны договорились провести совместное расследование и привлечь к ответственности всех виновников конфликта, а также работать над тем, чтобы подобные инциденты больше не повторялись.

За мирное урегулирование проблемы высказались и главы обеих республик. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев заявил, что события в Сохе не должны повлиять на дружбу между двумя народами. «В последние годы нам удалось решить многие проблемные вопросы на границе с соседними странами. События в Сохе не должны повлиять на нашу дружбу с киргизским народом, наши взаимные поездки и общие планы. Нам нужно быть спокойными, терпеливыми, сострадательными. Соседство – на тысячи лет. Наши народы должны жить бок о бок и уважать друг друга», – цитирует главу государства его пресс-служба.

В свою очередь, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, во время недавнего визита в Ошскую область подчеркнул, что республика заинтересована в развитии торговли и укреплении экономических связей с соседями, в том числе и с Узбекистаном. «Есть хорошая поговорка: "Близкий сосед лучше дальнего родственника". Киргизский и узбекский народы веками жили бок о бок, в гармонии и дружбе. Наши предки роднились, сохраняя единство двух народов. Две страны близки друг к другу не только географически, у нас одна история, одна религия, один язык и схожие традиции», – отметил С. Жээнбеков.

«Мы стремимся к добрососедству и сохранению взаимовыгодных отношений, решим все проблемы, для этого нужны терпение и время. Мы продолжим политику укрепления дружбы с соседними странами ради будущего наших детей и нашей страны», – пообещал он.

Суть конфликтов

Приграничные конфликты чаще всего возникают из-за незавершенности процессов демаркации и делимитации границ. С момента развала Советского Союза Киргизия не завершила этот процесс с Узбекистаном и Таджикистаном из-за наличия разных карт разграничения во времена СССР. Несогласованные участки границ в южных областях республики создают множество проблем местным жителям.

Сох – крупнейший узбекский анклав на территории Киргизии, там проживают около 80 тысяч человек. Приблизительно 65 тысяч жителей Соха – этнические таджики. Общая протяженность границы между Узбекистаном и Киргизией составляет 1379 километров, из которых около 5%, в том числе на границе с анклавом Сох, остаются неделимитированными.

Помимо этого, на участках киргизско-узбекской границы существуют еще несколько причин для подобных конфликтов. Проблемным вопросом является также доступ к водным ресурсам. Часть киргизской территории поливается водой из каналов на территории Соха, и, наоборот, часть узбекских земель орошается водой, текущей по каналам Киргизии.

К слову, водный спор между двумя государствами особо обострился в 2015 году. Тогда Киргизстан переписал на себя крупное Орто-Токойское водохранилище в Джалал-Абадской области, ссылаясь на то, что Ташкент никогда не платил за аренду. Узбекская сторона отказалась отдавать права на пользование водоемом Киргизии. При этом Бишкек неоднократно предлагал решать вопрос о принадлежности водохранилища на паритетной основе, но Ташкент отказывался от этого.

Еще одной больной точкой киргизско-узбекского приграничья является контрабанда. Киргизстанцы нелегально завозят товары в анклав. Такие попытки жестко пресекаются узбекскими пограничниками, что вызывает недовольство у жителей киргизских поселений.

«Граница дружбы»

Процесс урегулирования приграничного вопроса с Узбекистаном (в отличие от Таджикистана) у официального Бишкека идет вполне гладко. Власти двух республик возобновили работу по уточнению своих госграниц еще 2016 году.

Переломным моментом в отношениях Киргизии и Узбекистана стал официальный визит Шавката Мирзиеева в Бишкек в сентябре 2017 года. Президент Узбекистана сказал тогда, что граница, разделяющая две страны, должна превратиться в «границу дружбы».

Стороны подписали исторический документ о киргизско-узбекской границе. Работа правительственных групп по вопросам делимитации и демаркации государственной границы стала регулярной.

Из общей протяженности линии прохождения киргизско-узбекской границы обоюдно согласовано около 95%. По делимитации и демаркации киргизско-узбекской государственной границы проведены 31 заседание правительственных делегаций, 96 встреч топографических рабочих групп, две встречи рабочих групп по правовым вопросам.

«Идет реализация второго этапа Государственной программы по обеспечению безопасности и социально-экономическому развитию ряда приграничных территорий, имеющих особый статус. Программа включает 33 мероприятия, на реализацию которых предусмотрено 296 млн 250 тыс. сомов. Из этих средств 195 млн сомов предусмотрено на развитие приграничных территорий с особым статусом в Баткенской области», – отмечают в пресс-службе Кабинета министров КР.

Стоит отметить, что в 2019 году 413 гектаров земли в Араванском районе Ошской области были обменены на такую же площадь земель с Узбекистаном.

Президент Киргизии еще в прошлом году высказывался о возможных вариантах решения приграничных вопросов. «Есть три пути решения приграничных вопросов. Первый – пустить все на самотек. Второй – силовой метод, когда обе стороны не находят компромисс и развязывают военный конфликт. Третий – решение проблемы переговорным путем. В последние годы активизировались переговоры по спорным участкам. Все стороны настроены на конструктивный диалог с учетом взаимных аргументов. Крепость границ измеряется не только силой армии, но и духом, и патриотическими чувствами. Конечно, переговорный процесс требует времени и не может быть завершен в короткие сроки. Поэтому от нас требуется не только мудрость, но и выдержка», – отметил тогда С.Жээнбеков.

Демаркация и делимитация границ – процесс долгий и сложный. Приграничные споры могут быть решены только усилиями обеих государств. В качестве дополнительного средства решения приграничных проблем некоторые эксперты видят равноценный обмен анклавами. Другие аналитики предлагают преодолеть противоречия при помощи дальнейшей интеграции Киргизии и Узбекистана в ЕАЭС, так как евразийская интеграция предполагает выработку единых правил управления жизненно важными системами.

____________________________

Фото: Akipress.kg; azattyq.org

Ритм Евразии. 16.06.2020

Читайте также: