No pasaran не прошел
Владимир Соловьев
Белорусский ЦИК 15 мая закончил прием документов для регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты страны. В этот же день начался отсев желающих принять участие в выборах. Первым выбыл популярный блогер Сергей Тихановский — самый громкий критик действующего главы государства Александра Лукашенко. Его инициативную группу не зарегистрировали, и в выборах он участия уже не примет. Впрочем, главным оппонентом собирающегося на шестой срок господина Лукашенко станет коронавирус — поразившая белорусскую экономику пандемия вносит в избирательную кампанию элемент непредсказуемости.
Белоруссии первой из стран постсоветского пространства предстоит испытать, каково это — проводить выборы на фоне пандемии коронавируса. Первый этап подготовки к намеченному на 9 августа голосованию завершился 15 мая — в этот день ЦИК закончил принимать документы для регистрации инициативных групп кандидатов в президенты. Подать эти документы успели больше трех десятков человек, включая Александра Лукашенко, чья инициативная группа была официально зарегистрирована.
Регистрация инициативных групп — первый фильтр на пути получения удостоверения кандидата в президенты. Некоторым не удалось преодолеть барьер.
К примеру, Центризбирком 15 мая отказал в регистрации инициативной группы блогера Сергея Тихановского. Господин Тихановский, в прошлом предприниматель, занимавшийся рекламой в Москве, уже около года ведет в YouTube канал «Страна для жизни». Видеоролики, собирающие сотни тысяч просмотров, посвящены проблемам обычных людей в разных населенных пунктах Белоруссии. Всегда объект критики — власть и непосредственно Александр Лукашенко.
Свою кампанию против действующего президента Сергей Тихановский начал еще до того, как стала известна дата выборов. Вел он ее под лозунгом «No pasaran — стоп таракан». О решении же включиться в избирательную гонку господин Тихановский объявил 7 мая, разместив видео в YouTube. В день появления ролика в общем доступе его герой уже сутки находился в изоляторе временного содержания — за организацию несанкционированных акций, в которые нередко превращалось его появление в том или ином городе.
Поскольку Сергею Тихановскому дали 15 суток, документы в ЦИК отнесла его супруга Светлана — в качестве его доверенного лица. Но комиссия постановила, что заявление о регистрации инициативной группы должен был собственноручно подписать отбывающий двухнедельный арест кандидат. На этом основании участие Сергея Тихановского в выборах было заблокировано. Такие же решения были приняты и в отношении других так называемых протестных кандидатов.
Один из членов команды блогера Артем Саков сказал “Ъ”, что это решение ЦИКа сюрпризом не стало и будет обжаловано в суде. При этом Telegram-канал «Страна для жизни», который ведут соратники Сергея Тихановского, сообщил: супруга несостоявшегося кандидата успела подать в Центризбирком документы на регистрацию инициативной группы по выдвижению в президенты ее самой. К моменту выхода этого материала не было известно о решении ЦИКа в отношении Светланы Тихановской.
У комиссии есть время до 19 мая, чтобы принять окончательные решения по всем принятым документам. В том числе от двух оппозиционных кандидатов, чье участие в выборах некоторые наблюдатели трактуют как сигнал о том, что в элитах наметился раскол.
Речь о бывшем председателе Белгазпромбанка (белорусская «дочка» Газпромбанка) Викторе Бабарико и бывшем заместителе главы МИДа Валерии Цепкало, который на президентских выборах 1994 года работал в предвыборном штабе на тот момент оппозиционера Александра Лукашенко, а потом долго был членом его команды.
Сейчас господа Бабарико и Цепкало критикуют существующую в стране систему власти, а ситуацию в целом характеризуют как застой. «Если эти два кандидата — бывший высокопоставленный номенклатурщик и бывший высокопоставленный банкир — приняли решение (участвовать в выборах.— “Ъ”) сами, к чему я склоняюсь,— это новый и серьезный вызов для системы»,— сказал “Ъ” политический обозреватель Артем Шрайбман.
Между тем регистрация инициативной группы еще не гарантирует, что желающий принять участие в избирательной кампании станет кандидатом. До 15 июня каждый потенциальный претендент на пост главы государства должен собрать и принести в ЦИК 100 тыс. подписей в свою поддержку.
Эксперты называют это количество огромным, а процесс сбора подписей в условиях пандемии — крайне сложным. «100 тыс. подписей по белорусским меркам — это примерно полтора миллиона по российским. Это огромная цифра для Белоруссии. Но даже если кандидат соберет эти подписи, это не означает, что его зарегистрируют — белорусский ЦИК умеет фильтровать кандидатов»,— говорит Артем Шрайбман. Политтехнолог Виталий Шкляров в целом считает правила игры нечестными: «Это как выйти на ринг с партнером, у которого полные перчатки болтов, или у вас руки связаны. Неравные правила игры».
Хотя никто из опрошенных “Ъ” экспертов почти не сомневается, что Александр Лукашенко переизберется в шестой раз, все они полагают, что коронавирус может внести в нынешнюю кампанию непредсказуемые коррективы.
В первую очередь потому, что в экономике страны уже возникли серьезные проблемы. «Экономика входит в глубокую рецессию, и оптимистичными считаются прогнозы уже даже о 5% спада. Неясно, что продавать населению. Плюс у нас есть довольно глубокий спор с Россией. То есть полагаться на российскую поддержку и на пророссийскую риторику Лукашенко тоже не может. А еще есть активизация низового протестного движения. Это не в первый раз, но накладывается на все»,— отмечает господин Шрайбман.
Социолог Андрей Вардомацкий указывает на недавний опрос «Белорусской аналитической мастерской». Еще в декабре экономической ситуацией в стране были недовольны 38% белорусов, а в марте показатель вырос до 61%. «Впервые за весь период измерений в течение 20 лет такое обвальное падение экономического самоощущения произошло»,— сказал господин Вардомацкий “Ъ”. Коронавирус, по его словам, разлагает не только биологические организмы большого числа граждан, но в какой-то степени подтачивает каркас социальной системы: «Повышение плотности заражения — это понижение плотности цемента системы. Каждое новое заражение — откушенная доля процента от доверия к системе».
Артем Шрайбман не исключает, что при ухудшении ситуации в стране и росте протестных настроений власть будет действовать максимально жестко: «Думаю, белорусская государственная система теперь будет заточена на то, чтобы более умело администрировать беднеющий народ. Ставка будет сделана на новую риторику — не экономическую, не стабильность и процветание, а на какую-то другую повестку, которую никто пока не придумал. И на кнут. Силовики в принципе никогда не подводили Лукашенко».
Коммерсантъ. 16.05.2020