Мирная программа военного времени

Сергей Строкань

Большой политический сезон в Китае, начавшийся 21 мая, продолжила в пятницу открывшаяся в Пекине сессия Всекитайского собрания народных представителей. Перед ее участниками с докладом о работе правительства и стратегии развития страны выступил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. В условиях войны сразу на нескольких фронтах — с коронавирусом, сокращением спроса на мировых рынках и президентом США Дональдом Трампом, сделавшим ставку на глобальное сдерживание Пекина, Китай вынужден уйти в оборону. В своем докладе Ли Кэцян впервые за последние четверть века не назвал планируемых темпов роста ВВП, а также призвал развивать внутренний рынок, затянуть пояса и укреплять военный потенциал страны.

Начавшая работу в четверг сессия Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) — органа, где заседают «политические советники», формально представляющие все политические силы страны (см. “Ъ” от 22 мая), стала разминкой перед открытием сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Заседания членов высшего законодательного органа КНР традиционно проходят в начале марта, на них утверждаются важнейшие законопроекты, бюджет страны и назначения на ключевые посты в органах власти.

В отличие от предыдущих лет, проходивших в условиях уверенной глобальной экспансии китайских товаров и инвестиций, в этом году КНР столкнулась сразу с несколькими потрясениями, «не запланированными» ее народным хозяйством.

Главным, но далеко не единственным испытанием стала пандемия коронавируса, в связи с чем большой политический сезон в Китае вместо начала марта стартовал с опозданием на два с половиной месяца. Нынешняя третья сессия ВСНП 13-го созыва пройдет по сокращенной программе — всего одну неделю вместо обычных двух, при ограниченном количестве китайских и иностранных журналистов, работающих в Китае.

Накануне заседания китайского парламента министр торговли КНР Чжун Шань был вынужден признать: в период пандемии спрос на китайские товары на внешних рынках резко упал, в связи с чем, по словам министра, «в этом году Китай сталкивается с беспрецедентными проблемами во внешней торговле». За первые четыре месяца этого года экспорт Китая сократился на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, импорт упал на 5,9%. В свою очередь, председатель Постоянного комитета ВСНП Ли Чжаньшу добавил, что «ситуация с пандемией COVID-19 за рубежом остается сложной и неутешительной». При этом он выразил уверенность, что «решения сессии будут иметь большое значение для преодоления негативных последствий эпидемии COVID-19, обеспечения решительной победы в борьбе с бедностью и построения в Китае процветающего общества среднего достатка».

Учитывая, что в связи с совокупностью неблагоприятных факторов темпы роста китайского ВВП в первом квартале этого года впервые со времен «культурной революции» 1976 года оказались отрицательными (в годовом выражении ВВП снизился на 6,8%), главную интригу составлял вопрос о том, назовет ли премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в своем отчетном докладе на сессии ВСНП планируемый уровень роста ВВП.

Напомним, что именно этот показатель служит ключевым индикатором состояния второй экономики мира, от которого во многом зависит положение дел в мировой экономике в целом.

Между тем выступление китайского премьера показало: в сложившихся условиях впервые с 1994 года в Пекине вынуждены отказаться от установления целевой планки роста ВВП страны.

Причины отхода от практики прошлых лет, традиционно демонстрировавшей устойчивость и предсказуемость китайской экономики, Ли Кэцян объяснил депутатам ВСНП так: «Эпидемия еще не подошла к концу, и задачи развития страны необычайно сложны». «Стоит отметить, что мы не определили конкретные цифры годовых темпов роста экономики. Это объясняется главным образом тем, что из-за большой неопределенности в мировой эпидемиологической и торгово-экономической ситуации появились некоторые непредсказуемые факторы на пути развития нашей страны»,— продолжал китайский премьер.

Главная идея его выступления сводилась к необходимости максимальной внутренней мобилизации, которая в следующие 12 месяцев позволит минимизировать неблагоприятные внешние факторы и сосредоточиться на внутреннем развитии страны, как это случалось и раньше в критические моменты китайской истории.

«Власти на всех уровнях должны действительно затянуть пояса. Центральное правительство возьмет на себя ответственность в связи с отрицательным ростом в своих бюджетных расходах, сократив более чем на 50% расходы по несущественным и необязательным статьям»,— предупредил Ли Кэцян. При этом главный упор будет сделан на развитие внутреннего рынка путем поддержания спроса на товары и услуги в самой КНР, технологическое развитие, которое должно обеспечить Китаю лидерство в четвертой промышленной революции, создание более экологически чистых и менее энергоемких производств. Кроме того, уровень городской безработицы должен не превышать 5,5% благодаря созданию в 2020 году 9 млн рабочих мест.

Первый день работы сессии ВСНП также продемонстрировал, что означает «гласность по-китайски».

В своем выступлении на форуме премьер Ли Кэцян устроил разнос чиновникам и выразил претензии к работе Минздрава в условиях пандемии, впрочем, не называя конкретных имен.

«В работе правительства существуют изъяны. Мы по-прежнему сталкиваемся с такими проблемами, как формализм и бюрократия. По ряду направлений выявлены проблемы, связанные с коррупцией. В условиях распространения эпидемии в системе общественного здравоохранения и экстренного реагирования Китая было выявлено немало слабых звеньев»,— перечислял многочисленные недостатки и узкие места китайский премьер, давая понять, что в условиях, когда страна ведет войну сразу на нескольких фронтах, подобные явления особенно недопустимы.

Еще одной интригой первого дня работы сессии ВСНП стало презентация бюджета страны. Часть, касающаяся оборонных расходов, вызвала особый интерес в мире в связи с эскалацией конфликта с Вашингтоном, сделавшим ставку на глобальное сдерживание Пекина. Китай ежегодно увеличивает расходы на оборону, при этом его военный бюджет — второй по объему в мире после США. В прошлом году этот показатель составил $177,6 млрд, что на 7,5% выше показателя 2018 года.

Представленный в пятницу бюджет КНР показал, что, несмотря на политику «затягивания поясов», страна намерена и дальше наращивать военные расходы. В 2020 году они вырастут на 6,6% и составят около $179 млрд. Тем не менее в Пекине отмечают, что нынешние темпы роста ассигнований на «оборонку» стали самыми низкими с 1991 года.

Коммерсантъ. 23.05.2020

Читайте также: