Б.Султанов о евразийской интеграции: «Путешествие в тысячу ли…»
В 2020 году ЕАЭС отмечает пятилетие интеграции. Об истории возникновения, промежуточных итогах интеграционного проекта и вызовах для ЕАЭС рассказал д.и.н., директор научно-исследовательского института международного и регионального сотрудничества КНУ, Булат Султанов.
В апреле ИАЦ МГУ запускает сетевую дискуссию «Россия + Центральная Азия: направления сотрудничества». Эксперты из России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана обсудят проблемы региона с разных сторон, поделятся своим видением сотрудничества в сфере безопасности, экономического развития, гуманитарных связей.
- ЕАЭС функционирует уже пять лет. О нем много говорят, много пишут. Первый Президент Республики Казахстан фактически был инициатором проекта интеграции, и сейчас еще рано подводить итоги, как и в отношении почти 30-летней работы ЕС. Однако, как Вы думаете, проект для Казахстана удался? Те посылы, которые вкладывал Елбасы только предстоит реализовать или фундамент уже заложен?
- Между проектом евразийской интеграции, который предложил Первый президент Казахстана 29 марта 1994 года в своей лекции перед студентами и преподавателями Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, и проектом экономической интеграции, заявленным Н.Назарбаевым позднее, существует большая разница.
В лекции 29 марта 1994 года Н.Назарбаев говорил о том, что республики бывшего СССР историей и судьбой подготовлены к единому сообществу, поскольку им присущи одни формы и механизмы связей и управления, общий менталитет и т.д. Речь может идти, утверждал Н.Назарбаев, о новом равноправном сотрудничестве, основанном на объективных экономических законах, не зависящих ни от политической конъюнктуры, ни от государственных границ. Мы, – подчеркивал Н.Назарбаев, – довольно далеко отошли друг от друга и довольно остро ощутили необходимость объединения.
При этом Н.Назарбаев обратил внимание на два фактора, которые мешают интеграции: а) у некоторых политических лидеров, да и не только у них, существует паническая боязнь возрождения империи, на которое уже никто не пойдет; б) существует достаточно охотников поссорить нас, в частности, народы Казахстана и России, не говоря уже о «перекройщиках границ».
Как известно, идея евразийской интеграции не нашла в то время понимания и поддержки на постсоветском пространстве в силу ряда объективных и субъективных причин.
Справедливости ради, необходимо отметить, что интерес к евразийской интеграции возродился после публикации в октябре 2012 года в газете «Известия» статьи В.Путина о перспективах создания Евразийского союза.
20 лет спустя, 28 апреля 2014 года, выступая вновь в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова Н.Назарбаев очертил рамки своего видения евразийской интеграции. По его словам, речь может идти исключительно о Евразийском Экономическом Союзе.
Во многом такая эволюция во взглядах Первого президента Казахстана была вызвана негативным отношением к евразийскому интеграционному проекту со стороны стран Запада. Так, тогдашний государственный секретарь США Х.Клинтон заявила о том, что американские власти намерены помешать созданию новой версии Советского Союза и найдут эффективный способ для замедления или предотвращения этого процесса.
Неудивительно, что многие западные эксперты стали рассматривать евразийский проект как попытку ресоветизации на пространстве новых независимых государств.
Естественно, что оппозиционные группы и движения, а также «евразопессимисты» в Казахстане, многие из которых финансируются из-за рубежа, как по команде, подхватили лозунги о том, что Евразийский интеграционный проект, якобы, является прологом к воссозданию Советского Союза. Параллельно этому в среде казахских национал-популистов стала распространяться идея тюркской (неосманской) интеграции. Правда, необходимо отметить, что вследствие неоисламского вектора развития Турции, выбранного президентом Р.-Т.Эрдоганом возникли напряженные отношениям Анкары с Западом. А это, в свою очередь, не могло не привести к ослаблению политической и финансовой поддержки проекта так называемой тюркской интеграции, которая осуществлялась Турцией, но направлялась Вашингтоном – в целях дискредитации проекта ЕАЭС.
В этой ситуации Первый Президент Казахстана пришел к окончательному выводу о том, что ЕАЭС, образованный 29 мая 2014 года в Астане, является исключительно экономическим объединением с едиными правилами движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов. При этом, успокаивая западный альянс, президент РК Н.А.Назарбаев неоднократно заявлял, что ни о каком воссоздании СССР речи не идет.
В целом, полагаем, что шестилетний этап развития ЕАЭС для Казахстана в основном удался. Вместе с тем, в этом интеграционном процессе для Казахстана имеются не только плюсы, но и минусы. Для Казахстана не изменились ни географическая, ни номенклатурная структура экспортных поставок, основу которых составляют сырье и обработанная продукция промежуточного цикла. Поскольку Россия является также экспортером сырья, то у нас не могут не возникать конкурентные ситуации на мировых рынках, которые необходимо регулировать.
Мы находимся только в начале долгого пути евразийской интеграции. Поэтому, на наш взгляд, в нынешней ситуации уместна китайская пословица, которая гласит: «Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага».
Хотелось бы отметить, что вопреки жесткому неприятию Западом евразийской интеграции, большинство населения нашей страны поддерживает участие Казахстана в интеграционном объединении с Арменией, Беларусью, Кыргызстаном и Россией, с народами которых мы были связаны на протяжении веков экономическими, историческими и культурно-гуманитарными узами. Характерно, что интеграционные настроения в Казахстане поддерживают не только представители старших поколений, большая часть жизни которых прошла в СССР, но и молодежь, которая достаточно оптимистично относится к перспективам развития ЕАЭС и видит в этом союзе положительное влияние на развитие Казахстана. Тем не менее, необходимо иметь в виду, что нынешний этап интеграции осуществляется поколением, для которого советские ценности были частью их менталитета и идентичности. Поэтому для того, чтобы молодежь сохранила позитивное отношение к евразийской интеграции необходимо расширять культурно-гуманитарное и цивилизационное евразийское пространство, более активно использовать в этих целях «мягкую силу».
Вместе с тем, нельзя игнорировать тот факт, что у значительной части наших граждан отсутствуют конкретные представления о реальном ходе и потенциале интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, о чем иногда забывают чиновники от интеграции. Простых людей интересуют не победные реляции лидеров государств-членов ЕАЭС об успешном продвижении интеграционного проекта, а ответы на конкретные вопросы, что дает им евразийская интеграция не в далекой перспективе, а уже сегодня, как это отражается на содержании их кошельков. К сожалению, пока мы наблюдаем на всем пространстве ЕАЭС неуклонный рост цен на продукты питания, лекарства, одежду, повышение расценок в жилищно-коммунальном секторе. Этим умело пользуются противники евразийской интеграции.
Поэтому необходимо оперативно и, главное, доходчиво объяснять гражданам наших республик конкретные достижения евразийской интеграции, реально улучшающие их жизнь в рамках ЕАЭС. Тем более сейчас, когда мы переживаем чрезвычайную ситуацию, вызванную коронавирусной инфекцией COVID-19.
- Мы видим процессы дезинтеграции – ЕС распадается изнутри, коронавирус отразил тенденции на быстрое закрытие внутри самих себя в Европе – про страны ЕАЭС такого сказать нельзя. Как вы думаете, особая концентрация союза именно на экономике поможет устоять перед вызовами?
- В настоящее время, когда пандемия коронавируса COVID-19 практически парализовала экономическую жизнь во многих странах, необходимы коллективные действия не только в сфере лечения людей, но и по преодолению экономических последствий пандемии.
Как считает патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер, после коронавируса мир никогда не будет прежним. Вызванные пандемией политические и экономические потрясения могут продолжаться в течение нескольких поколений. В этих условиях ни одна страна, – подчеркивает Г.Киссинджер, –– даже США, не сможет победить вирус исключительно с помощью национальных усилий. Необходимо,- резюмирует американский дипломат, – глобальное совместное видение, чтобы справиться с вирусом и вызванными им политическими и экономическими потрясениями.
На наш взгляд, состоявшаяся 14 апреля 2020 г. в формате видеоконференции рабочая встреча членов Высшего Евразийского экономического совета со всей очевидностью показала, что сегодня ЕАЭС является единственной интеграционной организацией, соответствующей целям и задачам интеграционных структур и принимающей антикризисные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции в интересах не одной отдельно взятой страны, а в интересах всех стран, входящих в это объединение.
Остальные интеграционные структуры, включая Европейский союз, в условиях пандемии, особенно на начальном этапе, практически показали свою несостоятельность. Более того, страны, входившие в эти союзы, «разбежались» по своим национальным квартирам, отгородившись друг от друга различного вида барьерами. Лидеры Европейского союза, в первую очередь, Германия и Франция, всячески затягивали с ответом на просьбы о помощи со стороны Италии и Испании, пораженных коронавирусом в наибольшей степени.
Пример такого «огораживания» наглядно продемонстрировал президент США Д.Трамп, в одностороннем порядке закрывший границы своей страны сначала для граждан Европейского союза, а затем для Великобритании и Канады. Такие действия Д.Трампа позволяют усомниться в действенности разрекламированной евроатлантической солидарности.
Что характерно, США и страны Запада, вместо того, чтобы искать эффективные средства для лечения своих граждан, пострадавших от COVID-19, предпринимают настойчивые попытки найти и наказать виновных за вспышку пандемии коронавируса. Традиционно, под раздачу попали Россия и Китай.
В частности, 24 апреля с.г. дипломатическая служба Евросоюза (EEAS) обвинила Россию и Китай в распространении, якобы, большого количества теорий заговора и дезинформации, вводящей в заблуждение население во время пандемии коронавируса. По мнению экспертов из Брюсселя, наиболее популярной оказалась «новость» Russia Today о том, что Евросоюз, якобы, не помог своим партнерам в борьбе с коронавирусом и вместо европейцев наиболее пострадавшие страны поддержали Россия и Китай. Как говорится, комментарии излишни.
Еще дальше пошла администрация Д.Трампа, обвинив пекинских лидеров в том, что ими, якобы, были умышленно скрыты масштабы вспышки COVID-19 в Китае, и скрывались подлинные данные о числе инфицированных и умерших.
В этих условиях ЕАЭС показывает пример коллективных действий осуществления мероприятий против пандемии. В настоящее время в рамках ЕАЭС введен запрет на вывоз отдельных видов продовольственных товаров и продукции медицинского назначения, одновременно освобождены от ввозных таможенных пошлин, упрощены и ускорены таможенные процедуры для импорта на территорию стран – членов союза социально значимых товаров – продовольствия, лекарств, медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты.
Наращиваются совместные антикризисные меры по борьбе с негативным влиянием пандемии на экономики стран ЕАЭС не только на ближнесрочную, но и на средне- и долгосрочную перспективу. При этом Казахстан считает перспективным укрепление региональной производственно-технологической кооперации, включая создание региональных цепочек добавленных стоимостей на основе конкурентных преимуществ наших экономик.
Мы исходим из того, что ЕАЭС и входящие в него страны выстоят и совместно преодолеют нынешнюю пан демию COVID-19 и ее последствия.
ИАЦ МГУ. 27.04.2020