РУз намерена стать наблюдателем в ЕАЭС, о полноценном членстве речь пока не идет
Наталья Крек
Правительство Узбекистана пришло к выводу, что статус наблюдателя ЕАЭС сегодня является наиболее предпочтительным для республики. Теперь слово за парламентом. Документ, содержащий заключения и предложения по итогам аналитической и комплексной оценки, подготовленный правительством, направлен законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса.
Ранее рабочая группа, в состав которой вошли представители правительства, министерств и ведомств по вопросам экономической интеграции, изучила 16 крупных отраслей экономики республики. Кроме того, были приняты во внимание исследования независимых консалтинговых компаний и научно-исследовательских учреждений, оценки, предложения и заключения зарубежных и местных специалистов по крупным отраслям экономики и промышленной политики, упорядочению таможенной тарификации и внешней торговой политики, трудовой миграции, стандартизации и ветеринарии, санитарному и фитосанитарному контролю.
Напомним, что вопрос экономической интеграции Узбекистана в ЕАЭС обсуждается с прошлого года, но конкретизировал его в своем послании к Олий Мажлису президент республики Шавкат Мирзиеев в январе 2020 года.
Было отмечено, что на фоне кардинального реформирования в разных сферах экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности, происходящих в РУз в последние три года, дальнейшее экономическое развитие страны требует наращивания экспорта, в связи с чем и актуализировался вопрос взаимодействия республики с ЕАЭС. «Сегодня 80 процентов наших внешнеторговых грузов перевозятся транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. При этом 50 процентов экспорта готовой продукции, а по некоторым позициям – свыше 80 процентов приходится на долю этих стран», – сказал тогда Ш.Мирзиеев.
При этом глава государства обратил внимание, что предприятия страны не адаптированы к требованиям союза, в связи с чем он поручил всем ветвям власти тщательно изучить вопрос налаживания взаимодействия республики с ЕАЭС и проанализировать все вызовы при принятии решения.
Стоит отметить, что статус наблюдателя – это один из самых простых форматов взаимодействия третьих государств с Евразийским экономическим союзом, который не предусматривает делегирования части экономического суверенитета страны наднациональным структурам союза. Он дает возможность уполномоченным представителям присутствовать на заседаниях органов союза и получать принимаемые документы неконфиденциального характера, а также от имени страны-наблюдателя поддерживать регулярные контакты с ЕЭК и ее органами. Срок участия страны в объединении в качестве наблюдателя не ограничен.
Данный статус не дает права уполномоченным представителям участвовать в принятии решений в органах союза, но обязывает страну-наблюдателя воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам государств-членов и самого союза, а также объекту и целям Договора о ЕАЭС.
По оценкам экспертов, статус наблюдателя даст Узбекистану не только возможность укрепить диалог с членами интеграционного объединения и больше узнать о механизмах функционирования ЕАЭС, но и позволит оценить, какие узбекские товары будут конкурентоспособными и как они смогут попасть на рынки союза и третьих стран. В итоге это позволит узбекской стороне более точно оценить преимущества и недостатки возможного присоединения к союзу, т.е. поспособствует принятию более взвешенного решения по данному вопросу.
При этом эксперты уверены, что переход Узбекистана к следующему этапу, т.е. его присоединение к объединению в качестве полноправного участника, – это вопрос очень дальнесрочной перспективы. А некоторые и вовсе полагают, что узбекская сторона этот вариант даже не рассматривает. По их оценкам, вероятность того, что Узбекистан вообще когда-нибудь вступит в ЕАЭС, составляет менее 10%.
«Узбекистан для себя еще не решил, вступать или не вступать в ЕАЭС, поэтому республика и нацелена занять пока позицию наблюдателя, которая позволит принимать участие в заседаниях, где обсуждаются самые разные вопросы – и проблемы, и перспективы. Он правильно сделал, что стал наблюдателями – потом будет проще принимать решение», – отметил в интервью «Ритму Евразии» киргизский экономист Кубат Умурзаков.
При этом он уверен, что если Узбекистан и решит присоединиться к Договору о ЕАЭС, то это произойдет не скоро. «Сейчас Узбекистан попросил АБР – одного из крупнейших доноров, занимающихся региональной интеграцией, оказать техпомощь в проведении оценки всех плюсов и минусов вступления республики в ЕАЭС. Азиатский банк развития должен подготовить доклад о выгодах и рисках, на основании которого будут разработаны различные модели и проведен анализ, в том числе детальный – по разным группам товаров, учитывая, что в ЕАЭС уже установлены определенные тарифы, и узбеки, если будут заходить в союз, должны будут заходить по уже установленным тарифам. Естественно, что не по всем категориям товаров узбекским производителям будет выгодно участвовать в союзе, поэтому они хотят все проанализировать и просчитать свои выгоды, прежде чем что-то решать, но в любом случае этот процесс не будет быстрым», – пояснил эксперт.
Кроме того, он отметил, что на принятие решения о вступлении республики в интеграционный блок во многом будут влиять и ее двусторонние договоренности с отдельными участниками союза. «Если узбеки и решат вступать в ЕАЭС, то, помимо предоставления транзитного периода и определенных льгот для себя в рамках союза, они, скорее всего, попросят какие-то индивидуальные преференции непосредственно у России. Например, пакет инвестиций или еще что-то. Что касается Киргизии, то республика может оказаться не в самом выигрышном положении, если Узбекистан присоединится к союзу, поэтому нам необходимо сделать свой анализ по данному вопросу и заранее обсудить различные аспекты на двустороннем уровне с нашим южным соседом. Мы не должны быть против вступления Узбекистана в союз, но по отдельным условиям можем иметь свою позицию», – подчеркнул собеседник редакции.
По его мнению, вступление РУз в интеграционное объединение принесет выгоду всем странам ЕАЭС ввиду существующей конкуренции за рынки с другими объединениями. «Узбекистан – это одна из самых крупных и влиятельных стран в Центрально-Азиатском регионе, поэтому его вступление в союз и с теоретической, и с тактической точек зрения выгодно всем членам объединения. Выгодно это, в частности, и России, которая, по сути, являясь лидером интеграционных процессов на евразийском пространстве, хотела бы видеть в рамках ЕАЭС все республики Центральной Азии», – добавил К.Умурзаков.
В свою очередь, профессор Дипломатической академии при МИД экс-замминистра иностранных дел КР Аскар Бешимов уверен, что Узбекистан не планирует входить в ЕАЭС ни сейчас, ни позже. По мнению дипломата, РУз вполне устроит позиция наблюдателя в ЕАЭС.
«Узбекская сторона четко обозначила формат взаимодействия с союзом, который ее устроит: это Евразийский экономический союз + Узбекистан со своими условиями. Первый замминистра иностранных дел Узбекистана четко объяснил, что к такому решению республика пришла, взвесив все плюсы и минусы. К тому же, когда был визит президента РФ Владимира Путина в Узбекистан, стороны договорились о многих серьезных вещах по взаимному торгово-экономическому сотрудничеству. Так, они договорились применить соглашение СНГ от 1994 года о зоне свободной торговли. То есть фактически узбеки получили те же торгово-экономические преимущества вне ЕАЭС, что мы имеем, находясь в составе союза. Поэтому на данный момент РУз нет смысла входить в объединение», – пояснил ситуацию А.Бешимов.
Но главной причиной того, что Узбекистан не присоединится к Евразийскому экономическому союзу, дипломат называет особенности внешней политики республики, а также нынешнюю геополитическую конъюнктуру. «Во-первых, Узбекистан еще со времен Ислама Каримова сохранил характерную позицию – республика не входит ни в одно блоковое или интеграционное объединение, отдавая приоритет формату двусторонних отношений, при этом сохраняет равную удаленность от всех центров мировых сил, таких как Россия, Китай и США. Во-вторых, узбеки смотрят на мировые разломы и всевозможные санкции против России вполне объясняют тот факт, почему Узбекистан не спешит входить в ЕАЭС. Плюс определенную роль в этом вопросе играют договоренности Ташкента с Вашингтоном, которые были достигнуты во время визита Шавката Мирзиеева в США. Например, касательно того, что часть американских войск при выводе их из Афганистана будет проходить через Узбекистан», – подчеркнул дипломат.
Ритм Евразии. 25.03.2020