Олигархи пробуют спасти Украину

Татьяна Ивженко

Украинские олигархи на период эпидемии берут шефство над регионами, в которых расположены их предприятия. В середине марта президент Владимир Зеленский собрал богатейших людей страны. Глава государства тогда в прямом эфире телеканала ICTV признался: «Я сказал, что эта страна долго вас (олигархов. – «НГ») кормила, пора и вам помочь стране».

Украинские СМИ сообщают, что кроме создания фонда, средства которого должны быть направлены на закупку медоборудования и средств защиты, олигархи согласились взять на себя шефство над регионами. Якобы Ринат Ахметов должен заниматься Донецкой и Луганской, а также Львовской, Ивано-Франковской областями. Плюс – городами, в которых расположены его предприятия, в том числе малой родиной президента – Кривым Рогом.

Игорь Коломойский, по данным украинских СМИ, стал куратором Запорожской области, Игорь Палица – Волынской, оба бизнесмена вместе должны взять шефство над Тернопольской областью. Виктор Пинчук должен проконтролировать ситуацию в Днепропетровской области, Андрей Веревский – в Полтавской и Кропивницкой (Кировоградской). Юрий Косюк – в Винницкой и Черкасской областях, Андрей Ставницер – в Одесской, Александр Ярославский – в Харьковской области.

Список не полон, и договоренность о таком шефстве до сих пор не была подтверждена. На днях бизнесмен Ринат Ахметов в комментарии «Украинской правде» пояснил, о чем речь: «Мы не курируем, а помогаем. Во всех областях Украины есть губернаторы и мэры, которые сейчас работают 24/7 и все нацелены на единый результат – остановить эпидемию в стране… Наша задача – не подменить собой власть, не курировать, а помочь Украине и украинцам». Он привел пример: «Мы закупим не менее 200 аппаратов ИВЛ и другое оборудование». По словам Ахметова, помощь олигархов – чистая благотворительность без расчета на политические дивиденды: «Давайте не унижать добрые дела. Бизнесу ничего не нужно ни от президента, ни от правительства…»

Украинская власть в сложившейся ситуации без помощи крупного бизнеса обойтись, видимо, не может. Единичные случаи лабораторно выявленного заражения COVID-19 на этой неделе сменились десятками. 26 марта было подтверждено 156 диагнозов (число увеличилось на 43 за сутки). Глава Минздрава Илья Емец отметил, что в стране начинается третий этап развития ситуации – «госпитальный, или этап лечения». И к такой ситуации, как в некоторых странах Европы, украинская система медицины не готова. «Терапевтические методы уже не спасут ситуацию. Наш пациент – вся Украина, уже невозможно спасать жизнь только масками и дезинфекторами. Надо действовать решительно... как команда в операционной», – сказал министр.

Илья Емец настаивал на введении в Украине режима чрезвычайного положения (ЧП). Но против этого выступил ряд политических сил, а без решения Верховной рады ввести ЧП невозможно. В среду правительство продлило на 30 дней срок действия карантинных мер (изначально вводились до 3 апреля) и объявило режим чрезвычайной ситуации (ЧС) на всей территории страны (ранее такой режим действовал в отдельных областях и в Киеве).

Депутат от правящей партии «Слуга народа» Галина Янченко отметила в блоге, что режим ЧС отличается от ЧП: «Он вводится для того, чтобы более четко координировать деятельность всех гражданских служб на государственном и местном уровнях… Он никоим образом не влияет на гражданские права и свободы украинцев – в отличие от режима ЧП». По ее словам, некоторые ограничения все же будут. Власть сможет привлекать все госструктуры для противодействия эпидемии, закрывать отдельные предприятия и организации, усиливать охрану общественного порядка, эвакуировать или отселять потерпевших, вводить дополнительные ограничительные меры. И все это – без согласований и обсуждений, положенных в обычное время. «Главная цель – сохранение жизней. И наш временный дискомфорт того стоит», – отметила Янченко.

Проблема, однако, не только в дискомфорте из-за карантина. 57% украинцев просто не хватит средств, чтобы продержаться до конца ограничительных мер без работы. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательской компанией Gradus (опрос 1,2 тыс. респондентов в крупных городах в середине марта). 6,9% украинцев сказали, что их сбережений хватит на несколько дней или меньше, 12,1% – на неделю, 16,8% – на две недели, 5,7% – на три недели, 15,5% – на четыре недели, 16,3% – на один-два месяца, 5,5% – на три-четыре месяца, 2% – на полгода, 4,3% – более чем на полгода.

Согласно результатам исследования, больше всего украинцы боятся, что заболеют их близкие (78,6%), что заболевшие не получат необходимой медицинской помощи (64,7%), что заразятся сами (48%).

Опрос, проведенный 21–24 марта Киевским международным институтом социологии (КМИС), подтвердил, что украинцы испытывают страх за здоровье близких (65 %), за свое здоровье (32%), страх из-за нестабильности и неизвестности (46%). По поводу финансов беспокоятся 29%, дискомфорт        из-за изолированности испытывают 28%, невозможность пользоваться общественным транспортом беспокоит 15%, еще 9% больше всего боятся потерять работу.

Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко в эфире телеканала ZIK призвала власть принимать не только карантинные меры, но и экстренные меры в экономике: «57% людей сказали, что они больше чем три-четыре недели не продержатся без заработной платы и без работы. А дальше, если не будет поступлений в бюджет, то не будет и пенсий. Нам нельзя такого допустить. Чтобы предотвратить это, нужно не останавливать, а наоборот, стимулировать экономику. Нужно выполнять правила карантина, но страна должна иметь возможность работать». Этот вопрос, возможно, будет обсуждать Верховная рада на внеочередном заседании, которое предварительно запланировано на субботу.

Независимая газета. 26.03.2020

Читайте также: