Банковская война на Днестре

Андрей Сафонов, политолог, депутат Верховного совета Приднестровья


Молдавско-приднестровские отношения опять резко обострились. Не успел отгреметь шум вокруг попытки Кишинева запретить выезд автомобилей с приднестровскими номерами в Украину с молдавских погранпунктов, а также запрета приднестровским предприятиям держать свои счета в банках Молдавии, как пришла новая беда. Желая подорвать приднестровскую экономику, молдавские власти запретили своим же банкам принимать от Приднестровской Молдавской республики (непризнанной. – «НГ») свою же валюту в качестве оплаты за товары и услуги – леи.

Обстановка все более накаляется. Из-за умышленного нагнетания напряженности под угрозой срыва оказался переговорный процесс по урегулированию многолетнего конфликта на Днестре.

Зачем же Кишиневу и тем, кто за ним стоит, понадобилось это обострение?

Как много раз писалось в СМИ, Кишинев уже несколько лет назад убеждал, что приднестровские предприятия для повышения эффективности своей работы могут открывать свои счета в молдавских банках. Многие приднестровские заводы, фабрики, фирмы пошли на это.

Но это оказалось ловушкой. Как только в Молдавии сменилась власть в июне 2019 года, альянс социалистов (неофициальный лидер – президент Республики Молдова (РМ) Игорь Додон) и прорумынского блока правых проевропейских партий ACUM Майи Санду и Андрея Нэстасе начал жестко давить на Тирасполь. Позднее альянс распался, и команда Додона оказалась у власти сама. А ситуация осложнилась еще больше. Про автомобильный конфликт и запрет на приднестровские счета в молдавских банках уже сказано. После этого молдавские банки отказались принимать свои же леи.

Тут нужно сказать вот еще о чем. Молдавия покупает электроэнергию, производимую в Приднестровье на Молдавской ГРЭС в городе Днестровске (собственник российский – ИНТЕР РАО). Не так давно Кишинев отказался платить за этот важный для него товар в долларах и начал расплачиваться леями. В итоге у Приднестровья оказалась большая масса этих ненужных приднестровцам купюр (лей слабее приднестровского рубля и часто скачет). А молдавские банки отказались эти леи принимать.

Почему и кто давит на пророссийское Приднестровье? Кишиневу нужно, чтобы ПМР, во-первых, оказалась без твердой валюты, а во-вторых, чтобы леевая масса повисла на шее Приднестровья без возможности от нее избавиться, сбыть ее. По расчетам кишиневских «мудрецов», в этом случае ПМР окажется в безвыходном положении и введет лей в качестве платежного средства на своей территории вместо своего рубля.

25 февраля на заседании Совета безопасности ПМР президент Приднестровья Вадим Красносельский официально заявил, что ни при каких обстоятельствах республика в леевую зону не войдет. Приднестровье знает, как защитить права своего многонационального народа, и умеет это делать.

Но нам не менее важно понять, почему именно при нынешней власти, когда на вершине кишиневского олимпа находится президент РМ Игорь Додон, которого некоторые лояльные ему пропагандисты одно время называли пророссийским, давление на реально пророссийское Приднестровье многократно возросло.

Команда Додона перед президентскими выборами в РМ (должны пройти в нынешнем году) хочет надавить на Приднестровье, заставив руководство ПМР подвезти в Молдавию на избирательные участки десятки и сотни тысяч приднестровских избирателей для голосования за своего лидера. В этой ситуации давление на ПМР – это своеобразный способ торговли для властей Кишинева: мол, я тебе ослаблю удавку и возьму свои же леи, а ты мне подвези народ для голосования. А еще лучше открой участки для молдавских выборов у себя в Приднестровье…

Команда президента Додона идет ва-банк, создавая главе государства имидж молдавского Бисмарка, объединителя разделенных в 1990 году земель.

Но почему Кишинев явно спешит, ударяя по своей же репутации в глазах приднестровцев? К чему такая самоубийственная для руководства Молдавии тактика?

Дело в том, что западные кураторы официального Кишинева в лице США и Евросоюза торопят своих подопечных, пока пост президента РМ занимает Игорь Додон, которого стараются представить как лояльного Москве политика. До выборов в конце этого года Вашингтон и Брюссель желают, чтобы Кишинев руками Додона при непротивлении России взял Приднестровье под контроль. Если это случится, Додон уже не будет нужен западникам и, учитывая опыт разных стран, они постараются от него избавиться и отдать штурвал Молдавии откровенно проамериканским и прорумынским силам. Тогда приднестровская государственность будет уничтожена и влиянию России в регионе придет конец.

Но может, это преувеличение? Однако вот факты, показывающие, что и сейчас, при Додоне, Кишинев не в силах скрыть антироссийскую сущность своей политики. Так, молдавская сторона представила некую петицию, подписанную якобы 12 тыс. жителей сел, находящихся под контролем Молдавии в Зоне безопасности (районе бывших боевых действий на Днестре), где сейчас размещены миротворческие силы России. В документе ставится вопрос о ликвидации миротворческого поста № 9 в районе населенного пункта Ваду-луй-Водэ. Там как раз расположен важный мост через Днестр, по одну сторону которого Молдавия, по другую – Приднестровье.

Вечером 25 февраля в СМИ прошло сообщение, что никаких      12 тыс. подписей молдавских граждан под письмом нет. А есть 28 подписей бывших молдавских волонтеров, которые в 1992 году воевали на Днестре против приднестровцев.

Вопрос: если власть Додона пророссийская, то как и почему она допустила эту явную провокацию с несуществующими подписями, направленную против России?

Но вернемся к банковской теме. Кишинев пытается снять с себя ответственность за происходящее: мол, власти тут ни при чем, это коммерческие банки РМ выполняют рекомендации «мирового сообщества» по проверке источников происхождения приднестровских денег. И они, эти банки, настолько свободны, что позиция властей страны для них не указ.

Но приднестровские предприятия всегда показывали, какими деньгами они оперируют, что признавал тот же Кишинев. К тому же речь идет о молдавских леях, которые сам Кишинев и закачивал в Приднестровье. И платежки фиксируют движение этих денег вплоть до последнего лея.

Разговоры о свободе банков в стране, где власть имущие несколько лет назад украли миллиард долларов, которые до сих пор не нашли, вызывает лишь смех. Позже этот миллиард они возложили на… население Молдавии, которое с помощью новых налогов и сборов должно компенсировать стране эту потерю.

Кроме того, банковская и политическая системы Молдавии оказались скомпрометированы так называемым ландроматом. Слово мудреное, а суть проста: по открытым данным СМИ, через молдавскую банковскую прачечную прогнали 22 млрд долл. Известно, что приднестровские банки к этим аферам не имеют ни малейшего отношения.

И вот во что еще нельзя поверить. В Кишиневе якобы пророссийские деятели возвещают: мы не принимаем деньги от приднестровских банков, потому что они «не лицензированы в Молдове». Но все Приднестровье в Молдавии «не лицензировано» – Кишиневу неподконтрольно. Со 2 сентября 1990 года, когда в условиях разгула национализма в Молдавии была провозглашена на основе всенародных референдумов и сходов Приднестровская Молдавская республика. А в 1992 году Кишинев решил навести в Приднестровье «конституционный порядок» – и произошел вооруженный конфликт. Переговоры по его окончательному урегулированию ведутся до сих пор. То, что власти Кишинева делают вид, будто не понимают, что самостоятельность ПМР – следствие раскола 90-го года, являет собой высшую степень лицемерия. Результат может быть один: дальнейший рост напряженности между Молдавией и Приднестровьем.

Понимают ли это в Кишиневе? Несомненно. Но с другой стороны, что могут сделать правители Молдавии, если Запад заинтересован в установлении контроля над Приднестровьем, выводе российских войск и вытеснении России с берегов Днестра?!

Вот и остается бить по приднестровским банкам и автомобильным номерам, а заодно фабриковать всевозможные «обращения» о выводе российских миротворцев из Зоны безопасности…

Впрочем, «банковская война» имеет и вполне практические цели.

Руководство ПМР на самом высоком уровне несколько раз заявило, что, если весной 2020 года будет подписан новый контракт о поставках электроэнергии в Молдавию, то можно будет поработать над увеличением пенсий и заработных плат приднестровцев. Атака на приднестровские банки и непринятие денег от заводов и фабрик ПМР за поставленную продукцию преследует цель обрушить приднестровские доходы и этот план сорвать.

29 ноября 2020 года пройдут выборы в Верховный совет Приднестровья. Кишинев, пытаясь обрушить приднестровские доходы, стремится вызвать недовольство населения ПМР действующей властью и продвинуть в парламентские кресла в Тирасполе своих ставленников, готовых капитулировать не только перед ним, но и перед Вашингтоном, Брюсселем и Бухарестом.

НГ-Дипкурьер. 01.03.2020

Читайте также: