Шаткое равновесие в молдавском парламенте

Илья Киселев

Итоги последних парламентских выборов создали весьма причудливый расклад политических сил в высшем законодательном органе Молдовы. В результате, чтобы избежать досрочных парламентских выборов, пришлось создать, даже не в последний день, а в последние часы, коалицию между непримиримыми ранее политическими партиями – левой Партией социалистов и правыми ПДС и ППДП.

Коалиция эта просуществовала недолго и распалась через пять месяцев, после чего антагонизм и неприязнь между бывшими партнерами только усилились. Было утверждено новое, миноритарное правительство. Произошло это благодаря поддержке Демократической партии, против которой, собственно, и объединялись ранее непримиримые противники.

После утверждения правительства во главе с Ионом Кику в адрес Партии социалистов и президента Игоря Додона посыпались обвинения в коалиции с Демократической партией, которая продолжает оставаться символом режима беглого олигарха Плахотнюка, несмотря на то что его прямое влияние теперь распространяется только на небольшую группу наиболее приближенных к нему лиц.

В любом случае в сложившейся ситуации, когда Партия социалистов и правые партии блока АКУМ после распада коалиции снова превратились в непримиримых антагонистов, фракция Демократической партии стала единственной силой в парламенте, заручившись поддержкой которой можно сохранить стабильность в стране, обеспечив поддержку правительству И.Кику, или развернуть Молдову навстречу досрочным парламентским выборам, отправив правительство в отставку.

При этом необходимо отметить, что ни одна из политических партий, представленных в парламенте, не горит желанием идти на досрочные выборы.

Пожалуй, наиболее подготовленной к такому варианту развития событий является Партия социалистов, чьи рейтинги при самых различных опросах неизменно показывают наибольшее доверие со стороны населения. А данные опросов о том, за кого готовы проголосовать респонденты, в случае если выборы состоятся в ближайшее воскресенье, говорят о том, что Партия социалистов может в случае досрочных выборов самостоятельно получить парламентское большинство.

Тем не менее социалисты предпочитают сохранить политическое статус-кво, чтобы довести до логического завершения те реформы, которые были начаты в июне прошлого года коалицией ПСРМ и АКУМ. Еще одной причиной, по которой социалисты не горят желанием идти на досрочные выборы, является отсутствие финансов на их проведение. Безусловно, деньги на выборы можно отыскать, но для этого придется сокращать социальные и инфраструктурные программы.

Блок АКУМ тоже не особенно стремится к выборам, но уже по другой причине. Правые партии, входящие в этот блок, сознают, что досрочные не обязательно улучшат их положение в парламенте. По данным все тех же опросов, совокупный рейтинг ПДС и ППДП, входящих в блок, заметно уступает рейтингу Партии социалистов. Отставка правительства под руководством Майи Санду была спровоцирована самой госпожой премьер-министром. Осознав, что дальнейшее руководство правительством не добавит ей политических дивидендов, М.Санду предпочла заняться критикой власти из оппозиции, что является достаточно выгодной позицией в преддверии президентских выборов. Лидер другой партии – ППДП, входящей в блок, Андрей Нэстасе и вовсе растерял политический рейтинг и доверие граждан в период, пока занимал пост министра внутренних дел РМ.

Что касается Демократической партии, то это политформирование больше занято внутренними проблемами и также не помышляет о досрочных выборах.

Необходимо отметить, что распад коалиции социалистов и блока АКУМ зеркально отразился и в утрате того консенсуса внешних партнеров, который сложился при отстранении Демократической партии от власти. Несмотря на декларируемую правительством и президентом И. Додоном готовность проводить сбалансированную внешнюю политику, власти явно ощущают давление со стороны ЕС и США. Очевидно, что шаги, предпринятые для нормализации отношений Молдовы и России, вызвали негативную реакцию на Западе. И практически сразу это отразилось в парламенте.

На прошедшей неделе проевропейские партии ПДС, ППДП и ДПМ инициировали подписание в парламенте совместной декларации, касающейся активизации европейского курса Молдовы. В свою очередь, демократы заявили, что текст декларации может быть завершен в ближайшие дни. «Я надеюсь, что молдавский парламент примет политическую декларацию о европейской интеграции, связанную с соглашением об ассоциации. Я не вижу никаких препятствий», – заявил депутат ДПМ Андриан Канду, один из приближенных экс-олигарха Плахотнюка.

Однако намерениям Канду не суждено было сбыться. Внутренние процессы, происходящие в ДПМ, и противостояние различных группировок привели к тому, что в минувший четверг этот политик и еще пять депутатов ДПМ покинули партию и парламентскую фракцию, создав парламентскую группу «Pro Moldova». Фактически на данный момент Демократическую партию покинули наиболее приближенные к Плахотнюку люди.

Происшедшее не стало неожиданностью – о возможности подобного развития событий говорилось давно. На данный момент, однако, гораздо важнее, как будут развиваться события в целом по стране. Игорь Додон в своем еженедельном видеоблоге «Президент отвечает» озвучил три варианта развития событий.

Первый вариант: по мнению президента, возможно сохранение существующей ситуации, при которой не произойдут существенные изменения. «То есть правительство в отсутствие стабильного большинства в парламенте будет миноритарным и будет предлагать законопроекты, за которые могут голосовать депутаты, включая Канду и других», – отметил он.

Второй вариант: ситуация, при которой возможно создание парламентской коалиции. «В этих условиях это может быть коалиция ПСРМ – ДПМ, если Демпартия реформируется, реструктурируется, очистится», – пояснил И.Додон.

Третий вариант: это все-таки досрочные парламентские выборы. Он, по мнению президента, является наименее желательным, поскольку будет заблокирована реализация намеченных социально-экономических проектов.

«Для социалистов не проблема пойти на досрочные выборы, а для страны это может стать проблемой, плюс на их организацию будет потрачено 70-80 млн. Кто хочет досрочных выборов? Майя Санду, потому что она вне парламента и хочет вернуться в него, Илан Шор, потому что он хочет дестабилизировать ситуацию из-за того, что генеральный прокурор серьезно начал заниматься расследованием “кражи века” и сделки с аэропортом. Шор надеется, что в случае досрочных выборов будет неразбериха и будет не до него. Но вообще досрочные выборы я не считаю выходом из ситуации», – добавил И.Додон.

При этом президент заявил, что в любом случае Ион Кику будет занимать должность премьер-министра до конца этого года. Также глава государства подчеркнул, что лично он хотел бы, чтобы И.Кику оставался главой правительства до окончания мандата в 2023 г. При этом И.Додон не исключил возможности смены министров в нынешнем правительстве.

Безусловно, первый вариант – наиболее предпочтительный для страны, поскольку позволит продолжить жизненно необходимые реформы.

Ритм Евразии. 27.02.2020

Читайте также: