Украину тянут в прошлое старые проблемы

Сергей Жильцов, доктор политических наук

Основными политическими событиями 2019 года в Украине стали выборы президента и Верховной рады. В структуры исполнительной и законодательной власти пришли новые лица, а население получило надежды на кардинальные изменения во внешней и внутренней политике. Однако обновление политической элиты не привело к пересмотру подходов, которые были сформированы после обретения независимости. Новый президент и депутаты предпочитают ничего не менять, откладывая решения многих проблем украинского государства на будущее.

Истоки современной внешней и внутренней политики Украины следует искать в начале 90-х годов прошлого века. Распад СССР и получение независимости были по-своему восприняты украинской элитой. Альянс партийной номенклатуры и национальноориентированной части политиков принял за основу новые ориентиры развития украинского государства, которые подразумевали проведение курса на национальное возрождение и разрыв с советским прошлым. Однако так называемый мирный развод в рамках СССР для Украины не завершился и после распада Советского Союза. Процесс разделения бывшего многонационального народа продолжился уже на уровне украинского государства. В этих условиях стала востребованной радикализация националистической идеологии. Без этого сложно было объяснить процесс накопления первичного капитала, который формировался за счет обнищания собственного населения. В этих условиях все возможные реформы территориально-государственного устройства Украины негативно воспринимались крупным капиталом и национальноориентированной элитой.

Проблема межрегиональных противоречий, доставшаяся Украине после 1991 года, являлась одной из ключевых. Однако за почти 30-летнюю историю современного украинского государства практически ничего не было сделано для того, чтобы устранить или снизить накал межрегиональных противоречий. Каждый из украинских президентов лишь декларировал необходимость снижения конфликтного потенциала между восточными и западными регионами. Дальше заявлений дело не шло. Более того, многие законы, определяющие внутреннюю и внешнюю политику, зачастую учитывали позицию населения западноукраинских регионов. Очевидно, что в ситуации одновекторной внутренней и внешней политики у западноукраинских элит сформировалось желание установить полный контроль над всем государством.

По этой причине государственный переворот 2014 года и военный конфликт в Донбассе стали закономерным результатом нерешенного межрегионального противостояния. Они подвели итог мирного сосуществования регионов, в которых население придерживалось диаметрально противоположных взглядов на историю и будущее страны.

Негативное влияние на развитие Украины оказало отсутствие механизма учета интересов отдельных регионов. Новая региональная политика, федерализация страны могли если не решить проблему полностью, то хотя бы снизить остроту противоречий. Однако в Украине доминировали взгляды на развитие украинского государства в представлениях только западноукраинских элит, что обостряло межрегиональные противоречия. При этом юго-восточные регионы были фактически предоставлены сами себе, поскольку в так называемых пророссийских политических силах, где доминировали представители крупного капитала, вопросам идеологии, разработке направлений развития государства не уделяли должного внимания.

В феврале 2020 года исполнится шесть лет с момента государственного переворота, который позволил западноукраинским элитам установить полный контроль над украинским государством. Это привело к кардинальным изменениям во внутренней политике. Западноукраинская элита приступила к построению «правильного» украинского национального государства. В частности, национальные меньшинства фактически стали вытесняться из единого культурного, образовательного пространства. Принятые в последние годы законы «Об образовании» и «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» подтвердили курс на формирование национального государства при игнорировании прав национальных меньшинств.

Во внешней политике Украина продолжает следовать курсом конфронтации с Россией, демонстрируя приверженность западному курсу. При этом украинские элиты по-прежнему эксплуатируют тезис о заинтересованности Запада оказать поддержку стране, не понимая или игнорируя тот факт, что западные страны откровенно используют Киев в реализации своих интересов на постсоветском пространстве.

В последние годы Украина приспособилась жить без Донбасса. Это подтверждают экономические данные. После провальных 2014–2015 годов, когда наблюдалось резкое падение ВВП, в последние несколько лет украинская экономика демонстрирует незначительный рост. Эти показатели достигнуты за счет внешней поддержки международных финансовых структур и отдельных стран, притом что на высоком уровне остаются выплаты по внешним долгам. Отсутствие в экономическом пространстве Донбасса не оказывает критического влияния на украинскую экономику.

Для официального Киева решение проблемы Донбасса носит двойственный характер. С одной стороны, власти заинтересованы восстановить территориальную целостность государства, возвратив в общее политическое и экономическое пространство неподконтрольные территории. С другой стороны, юго-восточные регионы являются для нынешней украинской элиты чуждыми. Они не вписываются в концепцию национального государства. Этим объясняется неприятие Минских соглашений, реализация которых должна привести к кардинальным изменениям.

До избрания на должность президента В. еленский декларировал готовность провести кардинальные изменения и решать ключевые вопросы украинского государства. Однако вряд ли это произойдет. Прежде всего из-за сильного противодействия большинства политических сил, которые в последние годы находятся у власти. Кроме того, после государственного переворота Украина отошла от практики ведения политических дискуссий и поиска компромиссов. Основные политические силы привыкли решать все вопросы через силовое давление на оппонентов. Ультиматумы президенту и парламенту со стороны внепарламентских сил, неподконтрольность военизированных формирований при слабости институтов стали нормой.

Самое главное, что украинская элита не оценила и не сделала никаких выводов после вхождения Крыма в состав России и фактической утраты части территории Луганской и Донецкой областей. Это было при Петре Порошенко, пока ничего не изменилось и при Владимире Зеленском. Риторика президента и нового состава украинского парламента свидетельствует о том, что идеология построения национального государства при полном игнорировании интересов отдельных регионов по-прежнему доминирует в коридорах украинской власти. Курс на сохранение жесткой позиции в отношении Донбасса отражает неспособность Киева предложить реальные пути разрешения не только в отношении неподконтрольных территорий, но и в отношении остальных регионов. Это сохраняет межрегиональные противоречия, закладывая политические конфликты в будущем.

НГ-Дипкурьер. 19.01.2020

Читайте также: